
Мы все помним эту историю. Юный поэт Ленский пал на дуэли, а его невеста, Ольга Ларина, “не долго плакала” и вскоре вышла замуж за бравого улана. Ее осуждают за легкость, ветреность, даже бессердечие. Ставят в пример “глубокой” Татьяне. Но так ли все однозначно? Давайте присмотримся к Ольге после той роковой дуэли у старой мельницы.
Упреки в бездушии
Пушкин намеренно рисует Ольгу типичной барышней своего времени: голубые глаза, льняные кудри, веселый нрав. Она – сама “невинная прелесть”, живущая поверх чувств. Цитаты как будто дают повод для осуждения:
Мой бедный Ленский! изнывая,
Не долго плакала она.
Увы! невеста молодая
Своей печали неверна.
Другой увлек ее вниманье,
Другой успел ее страданье
Любовной лестью усыпить,
Улан умел ее пленить,
Улан любим ее душою…
И вот уж с ним пред алтарем
Она стыдливо под венцом
Стоит с поникшей головою,
С огнем в потупленных очах,
С улыбкой легкой на устах.
Но давайте спросим себя: а разве ее воспитывали для чего-то другого? Ее мир – балы, наряды, внимание кавалеров. Быть приятной, покладистой и найти удачную партию – вот ее программа, заложенная обществом и семьей. Так виновата ли шестнадцатилетняя девчонка в том, что она соответствует идеалу своей эпохи? В том, что ее горе не было глубоким, как омут?
Дуэль. Чья трагедия?
Часто упускают важное: Ольга не изменяла Ленскому. На том злополучном балу она всего лишь приняла знаки внимания Онегина – столичного денди, чье внимание льстило любой провинциалке. И отказала жениху в танце, потому что “слово уж дала” Онегину. Это не коварство – это наивность и легкомыслие юного существа, польщенного неожиданным интересом. Трагедию же спровоцировали взрослые мужчины: Онегин со своей скукой и желанием досадить, Ленский – со своей ревнивой горячностью. Ольга же накануне дуэли искренне недоумевала: “Зачем вечор так рано скрылись?”. Она просто не вписывала эту ситуацию в масштаб смертельной драмы. Ее мир был проще.
Быстрый брак после выстрела
А теперь представь положение Ольги в захолустной деревне после дуэли. Она – “роковая женщина”. Та, из-за которой погиб жених. Пятно на репутации в патриархальном мире, где сплетни – закон. Ее будущее висело на волоске: шансы на удачное замужество резко падали. Остаться “вечной невестой” при матери, под перешептывания соседей – сомнительная перспектива. Да, Пушкин отмечает краткость ее печали. Но что это? Бессердечие или инстинктивное стремление выжить? Ее природа – солнце, движение, жизнь. Застревать в трауре ей противоестественно.
И вот появляется улан. Он – не просто новый жених. Он – спасение. Он давал ей новый статус – замужняя дама, а не “та самая невеста”. Он вырывал ее из удушающей атмосферы сплетен и вечных напоминаний о трагедии. Переезд в полк – это не бегство от памяти, а начало новой главы, той самой, которую ей и было предписано написать обществом. Ее улыбка под венцом (“С огнем в потупленных очах, / С улыбкой легкой на устах”) – это знак возвращения к своей сути, к жизнерадостности, а не символ черствости. Она просто не может иначе.
Парадокс: какая из сестер счастливее?
Татьяна – наша вечная любовь. Но ее финал – жертвенность долгу (“Но я другому отдана / И буду век ему верна”). Это ли не величайшая личная драма? А Ольга? Она пережила страшное потрясение – смерть жениха по ее, казалось бы, вине. Но не сломалась, не стала терзать себя вечным трауром, нашла нового мужа (и кто знает, может, нашла в нем свое простое счастье?). Она уехала из душной провинции, избежав участи “уездной барышни”. И главное – она осталась верна себе, своей легкой, жизнелюбивой натуре.
Ее судьба – не приговор, а альтернативный путь выживания женщины в эпоху, когда у нее был один главный сценарий: удачно выйти замуж. Она не рефлексирует о мироздании, она просто живет, как умеет и как может. Пушкин, описывая ее замужество, не язвит. Он просто констатирует. Возможно, с легкой грустью: мир часто жесток к простодушным, но они выживают именно за счет этой гибкости и умения не застревать в прошлом.
Так кто же она, Ольга Ларина? Нет, не монстр бесчувствия. Она – дитя своей среды и своего темперамента. Ее история после смерти Ленского – это не история предательства. Это история молодой женщины, нашедшей в себе силы жить дальше по тем правилам, которые диктовал ей ее мир. И в этой непритязательной способности к жизни, к продолжению пути, есть своя, негромкая, но очень человеческая правда. Может, стоит перестать ее судить?