Книга «Унесенные ветром» имела феноменальный успех. Главная героиня стала для многих читателей кумиром и примером для подражания. Неудивительно, что в ее характере и судьбе искали сходство с автором книги, с Маргарет Митчелл.
И вот это сравнение приводило писательницу просто в ярость. Она хотела вывести отрицательный образ, образ капризной, эгоистичной, неумной женщины, которая идет к своей цели по головам. Женщины, совершенно непохожей на идеал южанки. Однако публика восприняла Скарлетт совсем по-иному.
Героиня книги (и фильма) покорила многих не только своей харизмой, но и силой воли, целеустремленностью, стойкостью перед опасностью. На этом фоне как-то поблекли ее недостатки – легкомыслие, черствость, эгоизм… Хотя автор видела ее вот так:
«Я старалась описать далеко не восхитительную женщину, о которой можно сказать мало хорошего, и я старалась выдержать ее характер. Я нахожу нелепым и смешным, что мисс О’Хара стала чем-то вроде национальной героини, я думаю, что это очень скверно – для морального и умственного состояния нации, – если нация способна аплодировать и увлекаться женщиной, которая вела себя подобным образом…».
Хотела Митчелл или нет, но на самом деле у нее очень много общего со Скарлетт, вольно или невольно писательница добавила в роман детали собственной биографии.
Митчелл тоже южанка, родом из Атланты, по отцовской линии ее предки происходили из Ирландии, как и у Скарлетт, в молодости у нее не было отбоя от поклонников. Характер Митчелл был под стать ее героине – сильная, волевая, целеустремленная. Мать Маргарет умерла от испанки, жених погиб, а отец получил нервное расстройство. Юной Маргарет пришлось взять управление в свои руки, правда, не плантацией, а домом, но обстоятельства идентичны судьбе Скарлетт.
Митчелл, как и Скарлетт, была бунтаркой. Она выбрала по тем временам неженскую профессию – стала репортером, участвовала в движении феминисток и развелась с первым мужем, хотя разводы на консервативном юге в в начале 20 века считались скандалом и пятном на репутации женщины.
Существенная разница со Скарлетт в том, что, оставшись без средств к существованию, Маргарет Митчелл стала искать не богатого мужа, а работу. Но это отличие можно списать на разницу эпох, с работой для женщин было на Старом Юге, так сказать, несколько трудновато. Да и то Скарлетт впоследствии как раз и занялась бизнесом, за что ее начали презирать все окружающие южане.
Возможно, именно эту разницу Митчелл и подчеркивала, когда сказала: «Она была шлюхой, а я – нет». Но здесь автор несправедлива к своей героине. Как раз продажной женщиной Скарлетт и не была, ведь она отказалась от такого недвусмысленного предложения Ретта Батлера. А то, что вышла замуж за жениха сестры чисто из материальных соображений… что ж, подобные браки как раз были обычным делом в ту эпоху и никак не осуждались.
Митчелл ошиблась, сделав Скарлетт главным персонажем. Чисто психологически читателю трудно не сопереживать такому герою. Даже если он наделен всевозможными пороками. Сама же автор считала главной своей героиней Мелани, идеал женщины Юга, обладающую всеми качествами истинной леди.
Вот если бы Мелани была главной в романе, возможно, читатели так бы не восхищались характером Скарлетт. Хотя неизвестно…