Мы продолжаем разбор персонажей русских народных сказок. В числе наиболее частых противников главного героя, наряду с Бабой Ягой и Кощеем Бессмертным, значится огромное, часто трехголовое, огнедышащее чудище – Змей Горыныч.

Его описание, которое присутствует в сказках, явно указывает на родство с мифологическими драконами, которые встречаются как у западных, так и у восточных народов. Относительно того, как появился в мировом фольклоре сам образ дракона, у ученых ясности нет.

Высказываются даже экзотические предположения, что этот мотив отражает глухие воспоминания о встречах первобытных людей с динозаврами. Но с научной точки зрения, этого просто не может быть, ведь между первыми предками человека и последним вымершим динозавром лежит пропасть в 60 миллионов лет.

В компромиссном варианте этой версии первобытные люди смогли составить себе представление об облике гигантских ящеров, натыкаясь на их окаменелые останки.

Тем не менее Владимир Пропп, автор труда “Исторические корни волшебной сказки”, упоминая о такой теории, сразу ее отвергает:

“Такое утверждение нелепо само по себе, но оно еще и потомy не соответствyет действительности, что образ крылатого змея — явление позднее. Он сложился на наших глазах, и процесс его образования может быть прослежен”.
При этом сам он относит возникновение образа змея к ритуальным обрядам в ходе инициации, когда юношу “проглатывало” чудовище, а потом он выходил из него перерожденный и с магическими способностями. Здесь Пропп видит истоки мотива змееборчества у разных народов.

Как бы то ни было, в древнерусской мифологии есть сведения о некоем Ящере, которому поклонялись жители Новгорода и окрестных земель. Об этом пишет, например, академик Борис Рыбаков. В книге “Язычество Древней Руси” он приводит архаичный сюжет о боге-коркодиле (крокодиле), живущем в Волхове. А также описывает подлинную находку – гусли первой половины XII в с уникальным изображением:

“Левая (от гусляра) сторона инструмента оформлена скульптурно как голова и часть туловища ящера. Под головой ящера нарисованы две маленьких головки “ящерят”. На оборотной стороне гусель изображены лев и птица. Таким образом, в орнаментации гусель присутствуют все три жизненных зоны: небо (птица), земля (конь, лев) и подводный мир (ящер). Ящер господствует над всем и благодаря своей трехмерной скульптурности объединяет обе плоскости инструмента”.
Вполне вероятно, на основе именно таких мифов и появился в русских сказках один из самых ярких персонажей – Змей Горыныч.

В завершение бегло скажем, что есть еще совсем уж маргинальные версии, выводящие Змея из переосмысленного татарского войска, вооруженного пушками. Но тут можно сказать лишь одно – образ огнедышащего дракона куда древнее любых пушек и вообще огнестрельного оружия.

А вам какая версия кажется убедительнее?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *