Есть ощущение, что очень многое авторы сериала взяли именно из этой книги, а вовсе не из произведения Роберта Гараева. У Гараева ведь чисто журналистская работа, документалка. Он рассказывает о самом феномене казанских банд. А вот художественную часть сценаристам пришлось придумывать. Тут-то и пригодилась им книга Шамиля Идиатуллина “Город Брежнев”, вышедшая в 2017 году. Одним глазком они туда точно заглядывали.
Сразу предупреждаем, три следующих абзаца (специально курсивом их выделим) будут наполнены спойлерами. Так что если собираетесь читать книгу, пропустите их.
- Там есть мальчик Артур, который прибивается к одной из группировок. Сцена с походом в парикмахерскую и стрижкой под ноль наличествует. А отец у него – очень крупный начальник. Этот герой – прототип сразу двух персонажей: сериального Маратика и немножко Пальто.
- Там есть вернувшийся из Афгана боец, который пытается найти себя в мирной жизни. Зовут его Виталием (не Володя, но почти). Он не брат Артуру, но Артур мигом к нему прикипает. И даже мечтает, чтобы у него был такой брат. А в конце горько разочаровывается.
- Там есть девочка, с которой начинает встречаться Артур. И попытка ее изнасилования тоже есть, только книжная героиня сумела отстоять себя. Там есть побои в милиции. Там есть побоища пацанов. Там есть попытка Виталия в конце сбежать из города и есть его гибель.
Ну и еще много разных моментов, которые живо напоминают о сериале. Включая все эти словечки – чушпан, при делах, пришиться и т.д.
Но только напоминают. Книга все-таки другая. Сюжет другой, герои другие. Даже город другой – не Казань, а Брежнев, то есть нынешние Набережные Челны (хотя в сериале вроде название города ни разу не звучало).
Самое главное, что Шамиль Идиатуллин писал не про банды и пацанов. Это просто часть жизни восьмидесятых. А еще в тех же самых восьмидесятых были пионерские лагеря, театральные кружки, политинформация и рок-музыка. Про все это тоже есть в книге.
“Город Брежнев” детально воссоздает само пространство советского города 1983 года глазами подростка. И немножко глазами взрослых – афганца на дембеле, молодой учительницы, крупного начальника на заводе.
Воссоздает очень дотошно, по крупицам. Поэтому действие движется очень медленно. Поэтому там очень много вроде бы совершенно необязательных эпизодов. Можно было бы сократить этот роман вдвое и сюжет бы от этого ничего не потерял бы. Но сокращать совершенно не хочется. Наоборот, хочется, чтобы все длилось и длилось.
Для тех, кто вырос в восьмидесятых, эта книга – настоящая машина времени. Сам Шамиль Идиатуллин так рассказывает о ней: долго ждал, когда кто-то напишет во всех подробностях о той эпохе, запечатлеет ее именно такой, какой она осталась в памяти целого поколения советских мальчишек. Но не дождался. Пришлось браться самому.
И вот за это писателю огромное спасибо. Мы-то как раз дождались!