Строительство нового мира, которое развернули большевики после 1917 года, подразумевало огромные перемены не только в социальном и политическом плане, но и в сфере искусства, в том числе в поэзии. Русская поэзия причем и без того как раз переживала период поиска новых форм, она бурлила и кипела еще до революции. А тут этому процессу был дан мощный импульс.

И появились новые имена. Появились Николай Тихонов и Эдуард Багрицкий, появились Вера Инбер и Михаил Светлов. Появились еще многие замечательные поэты, которые до сих пор на слуху. А еще появились поэты, чье творчество сегодня уже основательно подзабыто.

В их числе Михаил Голодный.

Как вы понимаете, Голодный – это псевдоним. В ту эпоху такие псевдонимы были вообще весьма характерны. Можно вспомнить еще писателя Артема Веселого (настоящее имя Николай Кочкуров), который прогремел в 1920-е годы мощным романом “Россия, кровью умытая”. Можно вспомнить Павла Беспощадного (настоящая фамилия Иванов), вошедшего в историю строчкой “Донбасс никто не ставил на колени и никому поставить не дано”. Можно добавить сюда еще и Демьяна Бедного (он же Ефим Придворов) для полноты картины.

Его настоящая фамилия Голодного был Эпштейн. Родился он в Екатеринославской губернии, в хорошо известном ныне городе Бахмуте. Детство и юность провел в самом Екатеринославе, где подружился со своим тезкой Михаилом Шейнкманом. Они оба писали стихи, взгляды у них были схожие. Революцию встретили восторженно. Шейкман взял себе псевдоним Светлов, а Эпштейн решил назваться Голодным.

С 1920 года Михаил Голодный стал печататься в местном журнале “Юный пролетарий”. Потом перебрался в Харьков и, наконец, в Москву. В Москве он моментально свел знакомство с такими же молодыми поэтами, как и он сам, горящими желанием писать по-новому. А что происходит, когда такие ребята объединяются? Правильно, возникает какая-нибудь литературная группа.

И тогда родился знаменитый “Перевал”.

Идейным вдохновителем литературной группы “Перевал” был Александр Воронский, опубликовавший в 1924 году статью “На перевале”. Главный тезис сводился к следующему – мы молодые поэты нового мира, будем писать про революцию, коммунизм и все в таком духе.

Ядром этой группы стали Михаил Светлов, Михаил Голодный, Александр Ясный (тоже псевдоним) и Николай Зарудин. Впрочем, вскоре “Перевал” стал расти. Туда записался уже упомянутый выше Артем Веселый, туда добавились Эдуард Багрицкий, Дмитрий Кедрин и даже молодой Михаил Пришвин

Компания получилась весьма разношерстная с кардинально разным художественным методом. Так что в итоге группа развалилась. Но в какой-то период это было мощным явлением литературной жизни СССР.

Сам Михаил Голодный писал в основном о Гражданской войне в стилистике героического эпоса. И героями его произведений были, разумеется, красные командиры. Причем мы на самом деле до сих пор помним многие его строки, просто даже не знаем, что это написал именно Голодный. Вот, например, его цитата из его стихотворения “Партизан Железняк”:

Он шел на Одессу, а вышел к Херсону;
В засаду попался отряд.
Налево — застава,
Махновцы — направо,
И десять осталось гранат.

Мы прямо видим, как вы понимающе киваете головой. Строки на слуху, а автор – нет. Хотите еще пример? Пожалуйста. Некоторые его стихи стали песнями, которые вы наверняка знаете еще со школьных лет. Скажем, вот такое стихотворение:

Шел отряд по берегу, шел издалека,
Шел под красным знаменем командир полка.
Голова обвязана, кровь на рукаве,
След кровавый стелется по сырой траве.
Эх, по сырой траве!

Узнали? Конечно, это песня про Щорса.

В 1930-х годах Голодный, уже в качестве мэтра, популярно разъясняет своим коллегам, какого слога и каких тем требует время. И тут очень даже есть повод кинуть камень в его огород – отечественную поэзию он видел исключительно на службе идеологии. Причем считал, что сама стилистика стихов у всех должна быть сходной – рубленой, боевой. В общем, как у него самого.

Ярослав Смеляков в 1933 году не выдержал и ехидно прошелся по нему в одном из своих стихотворений:

Не был я ведущим или модным,
без меня дискуссия идет.
Михаил Семенович Голодный
против сложной рифмы восстает.

Творчество самого Голодного в это время идет на спад. Но во время Великой Отечественной его перо вновь оказалось востребовано. Михаил Голодный был военкором, дошел до рейхстага. А в 1949 году погиб под колесами автомобиля. Такая вот судьба – очень характерная для эпохи. Такая же характерная, как и его псевдоним.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *