В своей трилогии “Евангелие от Зверя” Головачев обращается к славянской истории, мифологии и русскому фольклору. Главный герой, мастер боя (что обычно для писателя), прошел все круги ада на земле, но самые страшные тайны жизни узнал только тогда, когда столкнулся со служителями храма Морока. Через Врата проникает древнее зло. И только уничтожение этих Врат предотвратит проникновение зла в наш мир.
В цикл входят следующие романы:
- Логово зверя [Витязь] (1998)
- Исход зверя (2002)
- Укрощение зверя (2006)
Главные герои обнаруживают, что современная Россия – арена долгой и тайной борьбы Чернобога и Белобога. Борьба эта длится не одно столетие, что привело к значительному ухудшению жизни и потере многих древних знаний. Адепты Чернобога проникают во все властные структуры, уничтожают и фальсифицируют русскую культуру и историю, а чего еще, собственно, и ожидать от сил Зла? Волхвы же Белобога противостоят темным силам и хранят древние знания, чтобы обучать витязей для борьбы с тьмой.
Главная тема всей трилогии (как и всех романов Головачева вообще) – глобальное противостояние Добра и Зла, непримиримая борьба с Тьмой.
В этой серии романов Головачев довольно удачно соединил славянское язычество и культуру с современностью. Даты автор не называет, но время угадывается довольно четко, это конец 90-х – начало 2000-х.
Некоторые критики упрекают Головачева в том, что в этих романах он пропагандирует теории Фоменко, Асова и других непризнанных писателей и историков. Но этот аргумент нельзя считать серьезным, это фантастические романы, а не исторические трактаты, и автор имеет право придерживаться любой теории в собственных книгах.
Скорее минусами можно считать традиционные для Головачева недостатки: картонные персонажи (как обычно, это непобедимые мастера боя, практически неотличимые друг от друга во всех книгах автора), шаблонные ситуации, которые постоянно повторяются с незначительными вариациями, довольно корявые диалоги. Вместо аккуратного вписывания своих идей в текст, Головачев предпочитает прямое проговаривание нужной идеологии в многочисленных монологах и диалогах. Поэтому выглядит это не как художественный текст, а как лекция, отрывок из статьи или доклад. В обычной жизни люди все-таки так не говорят.
Еще специалисты придираются к описаниям боев, вроде как писатель намешивает в одну кучу всевозможные техники и стили, совершено в этом не разбираясь. Может и так, но бои выглядят захватывающими, а их технику пусть критикуют знатоки.
К плюсам же произведения можно отнести как обычно лихо закрученный сюжет, легкий стиль, загадочную атмосферу древнего язычества. Пишет Головачев легко, все романы прочитываются на одном дыхании, так что мастерства тут не отнять.
А еще присутствует неистребимый патриотизм, герои Головачева никогда не сбегают из страны, как бы тяжело им ни приходилось. Они остались верны Родине, несмотря на явное противодействие государственных структур, даже в самой безнадежной ситуации они предпочитают борьбу, а не сдачу в плен на милость врага. Возможно, именно эти черты и привлекают многочисленных поклонников писателя.
Елена Жаворонкова, специально для сайта “Литинтерес”