
Когда мы говорим о классике жанра ужасов, первое, что приходит на ум, это чаще всего “Дракула” Брэма Стокера. Этот роман, опубликованный в 1897 году, стал не просто литературным явлением, а настоящей культурной иконой. Образ аристократа-вампира, загадочного и опасного, навсегда вошел в мировую культуру. Но мало кто знает, что у “Дракулы” был предшественник – новелла “Кармилла” Шеридана Ле Фаню, опубликованная на 25 лет раньше.
Шеридан Ле Фаню, ирландский писатель и мастер готической прозы, был очень популярен в свое время, но сейчас его имя уже мало кто слышал. Его новелла “Кармилла”, опубликованная в 1872 году, рассказывала историю молодой девушки, которая становится жертвой вампирши.
Кармилла – загадочная аристократка, которая соблазняет и убивает своих жертв. Повесть была новаторской для своего времени: Ле Фаню одним из первых ввел в литературу образ вампира как сложного, многогранного персонажа. Его вампирша – жертва собственной природы, что добавляло истории психологической глубины.
Когда Брэм Стокер начал работу над “Дракулой”, он, несомненно, был знаком с творчеством Ле Фаню. Оба писателя были ирландцами, оба работали в жанре готической литературы, и темы, поднятые в “Кармилле”, явно перекликаются с тем, что позже появилось в “Дракуле”.
Например, образ вампира как аристократа, который скрывает свою истинную природу за маской благородства, был впервые разработан именно Ле Фаню. Мотив изоляции жертвы в замке, использование писем и дневников для повествования – все это мы видим в обоих произведениях. Даже сама атмосфера ужаса, которая так характерна для “Дракулы”, во многом списана с “Кармиллы”.
Действие разворачивается в уединенной долине в Штирии, где шестилетняя Лора живет с отцом в старинном поместье. Их размеренную жизнь нарушает таинственное происшествие: девочка рассказывает, что ночью к ней явилась прекрасная незнакомка и укусила ее. Однако все решают, что это был сон, поскольку на теле малышки нет никаких ран.
Спустя 12 лет повзрослевшая Лора встречает загадочную девушку Кармиллу, хрупкую и обаятельную аристократку, прибывшую в замок после несчастного случая. Встречает и… узнает ее. Между девушками зарождается тревожная близость: Кармилла одновременно нежна и властна, ее слова полны двусмысленностей, а ночные визиты к Лоре сопровождаются жуткими снами и физическим упадком героини.
Встреча Лоры и Кармиллы оказывается не случайной: девушка-вампир постепенно завораживает свою новую подругу, вызывая в ней смесь восхищения, страха и даже любви. Ле Фаню тонко играет с мотивами женской сексуальности и романтического влечения, создавая провокационный образ вампирши. Через воспоминания взрослой Лоры, ставшие основой повествования, читатель ощущает ее смятение – смесь влечения и страха к той, что называет себя “другом с пеленок”. Кармилла – вампир, но ее образ далек от фольклорных чудовищ. Она утонченна, меланхолична, ее жажда жизни (и крови) облечена в поэтическую грусть. Это не случайность: Ле Фаню, вдохновляясь легендами Восточной Европы, переосмыслил их, сделав акцент на психологической сложности образа.
Однако “Кармилла” – не только история о сверхъестественном. В подтексте новеллы читается смелая для викторианской эпохи игра с темой подавленной женской сексуальности. Отношения между Лорой и Кармиллой наполнены символикой: ночные встречи, телесная слабость героини, намеки на запретную связь – все это бросало вызов строгим моральным нормам XIX века. Ле Фаню не провозглашает свои идеи открыто, но оставляет тревожные вопросы в каждом диалоге, в каждом взгляде, который задерживается чуть дольше допустимого.
Раскрытие тайны Кармиллы приходит через вторжение рационального мира: старый друг семьи, барон Ворденбург, и ученый-скептик доктор Хесселиус вступают в схватку с древним злом, используя фольклорные знания и логику. Но даже их победа не приносит покоя Лоре – травма от встречи с “подругой” остается с ней навсегда, словно напоминая о хрупкости границы между жизнью и смертью, разумом и безумием.
Кроме того, внимательный читатель несомненно видит массу перекличек с гораздо более поздним романом Брэма Стокера. Вплоть до доктора Хесселиуса, которого смело можно считать прототипом Ван Хельсинга.
В принципе, никаким секретом это, конечно, не является. Брэм Стокер и сам никогда не отрицал, что вдохновлялся новеллой Ле Фаню. А литературоведы написали тонны работ, где разбирают все параллели и пересечения между обоими произведениями.
“Кармилла” оказала колоссальное влияние не только на готическую литературу, но и на поп-культуру XX–XXI веков. Образ женщины-вамп, фам фаталь, стал архетипическим. Кинематограф, театр, комиксы – сложно найти жанр, где не обыгрывались бы мотивы, заданные Ле Фаню.
Кстати, в последние годы количество экранизаций “Кармиллы” просто зашкаливает.
В 2014 году вышел фильм “Проклятие Штирии”, где действие было перенесено в 1980-е годы (в роли Кармиллы – Джулия Пьетруча). В том же году была выпущена картина “Нежелательный”, еще более осовременившая события и поместившая их в антураж Соединенных Штатов (вампиршу сыграла Кристен Орр). В 2015 году появился веб-сериал “Кармилла”, в 2017 году канадцы сняли фильм “Кармилла”, продолжающий сериал, а в 2019 -м – британцы выпустили еще один совершенно отдельный фильм с тем же названием.
Пожалуй, “Дракула” уже проиграл своей прекрасной сопернице.