Совсем недавно мы с вами нашли три главных отличия между Буратино и Пиноккио. Обычно ищут несовпадения в сюжетах двух историй, а мы решили сосредоточиться исключительно на самих персонажах. Ссылку оставим в конце.
Так вот, перечитывая сказку Алексея Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино», мы сразу обратили внимание на один странный момент. Помните, еще в самом начале столяру Джузеппе попалось под руку полено, из которого он решил сделать ножку для стола?
“Но только он начал тесать, чей-то необыкновенно тоненький голосок пропищал:
– Ой-ой, потише, пожалуйста!”
Джузеппе решил, что ему почудилось.
“Он опять взял топорик и опять, – только ударил по полену…
– Ой, больно же, говорю! – завыл тоненький голосок”.
Еще одна попытка придать деревяшке форму, и…
“- Ой, ой, ой, ой, слушайте, чего вы щиплетесь? – отчаянно запищал тоненький голосок…”
Так Джузеппе понял, что имеет дело с говорящим поленом, которое от греха подальше он решил под видом подарка сбагрить своему другу.
Вот тут очень важный момент. Полено оказалось в руках у будущего папы Карло только по причине того, что столяр решил от него, полена, отделаться по причине диковинной говорливости.
Во время встречи двух друзей деревяшка принялась ерничать и драться. Джузеппе и Карло подумали друг на друга, поссорились и начали друг друга мутузить.
“Пронзительный голосок на верстаке в это время пищал и подначивал:
– Вали, вали хорошенько!”
В общем, как мы видим, полено выдавало моментальную реакцию на происходящее. Его пытаются обтесать – оно орет, рядом дерутся – оно подстегивает. И что же мы читаем потом, когда столяр ушел, а старый шарманщик решил выстругать себе куклу?
“Первым делом он вырезал на полене волосы, потом – лоб, потом – глаза…
Вдруг глаза сами раскрылись и уставились на него…
Карло и виду не подал, что испугался, только ласково спросил:
– Деревянные глазки, почему вы так странно смотрите на меня?
Но кукла молчала, – должно быть, потому, что у нее еще не было рта”.
Вроде, разумный аргумент – нет рта, значит, ничего нельзя сказать. Но мы-то с вами помним, как полено еще совсем недавно прекрасно обходилось без этой важной части тела. Оно пищало, выло и – самое главное! – вполне себе членораздельно возмущалось тем, что ему не нравилось. Теперь же во время разного рода неприятных для него манипуляций молчит в тряпочку. Как-то это нелогично, не находите?
А папа Карло продолжает вырезать. У Буратино появляются щеки, нос, губы… И вот тут наконец-то открывается рот, из которого выходят даже не слова, а смех:
“- Хи-хи-хи, ха-ха-ха!”
Дальше Буратино снова долго молчит и покорно ждет, когда закончится работа по его полному изготовлению.
Удивительно, правда? А где же моментальная реакция на происходящее? Ради чего он терпит неудобство и боль? Может, ради светлого будущего в виде деревянного мальчика?
“Не нужно забывать, что Буратино шел всего первый день от рождения. Мысли у него были маленькие-маленькие, коротенькие-коротенькие, пустяковые-пустяковые”.
Значит, какой-то продуманностью тут и не пахнет. К слову, в оригинале произведения – у Карло Коллоди в его “Приключениях Пиноккио” – происходит примерно то же самое.
Давайте поразмышляем вместе. То, что полено сначала разговаривает, а потом при тех же по сути обстоятельствах молчит – это результат авторского недосмотра или в этом есть какой-то скрытый смысл? Поделитесь вашими соображениями в комментариях!