Экстремальное заявление, не правда ли? Писатели ломают себе голову, чтобы придумать фабулу поинтереснее да позамысловатее, а тут им сообщают, что все их идеи легко укладываются в максимально короткую классификацию из четырех пунктов.

Скажи это кто другой, литературоведы только улыбнулись. Вариантов классификации сюжетов на самом деле несчетное множество. И практически все они куда добрее к авторам, предоставляя им по несколько десятков шаблонных тем на выбор.

Но тут ведь сам Хорсе Луис Борхес, великий и ужасный. Это знаменитый аргентинский писатель, классик мировой литературы XX века, лауреат Нобелевской премии и прочая и прочая. Так что к его слову почтительно прислушались.

А схему он предложил следующую.

История об осажденном городе, который штурмуют и обороняют (Пример: “Илиада”)
История о возвращении (Пример: “Одиссея”)
История о поиске (Пример: Аргонавты)
История о самоубийстве бога: (Пример: Христос)

И все. А где любовь, ревность, разлука, месть и все остальное, спросите вы? Дело в том, что, согласно Борхесу, все это укладывается в его схему. Просто ее пункты нужно трактовать максимально широко.

Герой добивается героини? Перед нами осажденная крепость. Герои в разлуке и проходят долгий путь, пока не воссоединятся? Так это же история о возвращении. Герой жертвует своими чувствами ради долга? Классическое самоубийство бога. И все в таком духе.

Ну а теперь, когда вы поняли принцип, давайте применим борхесовскую схему к известным книгам. На самом деле у нас на канале уже была статья, где мы проводили подобный эксперимент, но сегодня мы возьмем другие произведения. Итак, поехали.

В мире есть всего четыре сюжета, сказал Борхес. Проверяем его схему на известных книгах

“ТРИ МУШКЕТЕРА” – история о поиске. Юный гасконец всю книгу добывает себе мушкетерский плащ.

“ИМЯ РОЗЫ” – история о поиске. Как и любая другая история с детективным сюжетом.

“ДЖЕН ЭЙР” – история о возвращении. Главная героиня несправедливо лишена своего социального статуса, но в итоге отвоевывает себе место в жизни.

“ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН” – история об осажденном городе. Сначала осаждается одна “крепость”, потом другая.

“МЕРТВЫЕ ДУШИ” – история о поиске. Поскольку сквозным сюжетом является афера Чичикова.

“ОВОД” – самоубийство бога. Пламенный революционер жертвует всем ради высшей цели.

“ТРИ ТОВАРИЩА” – самоубийство бога. Тут тоже сплошные жертвы во имя любви и дружбы, в них и есть вся суть романа.

“КРЕСТНЫЙ ОТЕЦ” – осажденный город. Семейство Корлеоне обороняется от остальных мафиозных кланов.

Ну как, интересно? Можете тоже попробовать в комментариях приложить эту классификацию к своим любимым книгам. Получится ли у вас?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *