Увлечение древнеславянской мифологией привело к всплеску печатных и электронных изданий на эту тему. Всевозможных мифологических сборников и словарей можно найти на любой вкус и в любом количестве. Вот только за количеством как-то совсем потерялось качество.
В погоне за тиражами, за известностью или за чем-то еще многие новомодные составители мифологических славянских энциклопедий совершенно забывают о том, что делать это надо с точки зрения точной науки. Проще говоря, не записывать в энциклопедии все подряд, а строго отбирать только те персонажи, которые реально зафиксированы в славянском фольклоре.
А вот тут с подлинностью полная беда. Во все эти собрания мифологических сочинений попало столько всяких “славянских богов, богинь, духов” и прочих персонажей, сколько их в обычной жизни никогда и не было. Причем о подавляющем большинстве этих персонажей наши предки и понятия не имели. По одной простой причине – они выдуманы. И выдуманы не так уж и давно, именно с тех пор, как начал появляться интерес к этим мифам.
Вот, например, занятный лесной дух Боли-бошка, наверняка любители “древнерусских древностей” встречали упоминание о нем.
Авторы, пишущие на славянскую тему, Грушко и Медведев дают подробное описание лесного духа:
“Боли-бошка – дух леса, живущий в ягодных местах, чаще всего на клюкве да бруснике. По натуре он лукав и хитёр.
Сам он большеголовый, неуклюжий, одёжка – рвань в заплатах.
Прикинется жалконьким старичком, выйдет навстречу и просит помочь найти утерянную кошёлку, корзинку или ещё что-нибудь.
Нельзя поддаваться на его уговоры, как бы ни умолял. Уступишь – начнёшь о его потере думать, смотреть по сторонам, наклоняться, искать, и тут вскочит Боли-бошка на шею, голову петлёй стянет, будет водить по лесу.
Голова разболится, заблудишься, а то и вовсе пропадёшь”.
Интересно, правда? Но беда в том, что у древних славян такого мифического персонажа не было, вообще!
Вот леший – был. Функции этого Боли-бошки схожи с функциями лешего. То есть взяли отдельные черты всем известного духа, хозяина леса, и сделали отдельный персонаж. И даже точно известно, кто и когда этого духа придумал. Это был писатель Алексей Ремизов.
Писать он начал в начале XX века, у него много сказок и произведений в стиле мистерий.
В своих авторских сказках он использовал персонажей из русского фольклора, по-своему их интерпретируя. У Ремизова есть целый сказочный цикл под названием “К морю-океану”. В нем действуют настоящие фольклорные существа, такие как водяной, полевой или леший, и персонажи, вымышленные самим автором.
Нет ничего плохого в том, что писатели вольно интерпретируют фольклорный материал и используют в своих произведениях, это же не народные мифы и легенды, а собственное творчество. Плохо то, что выдуманные авторские сказки объявляют славянскими древностями. Люди, называющие себя исследователями, на деле просто берут понравившееся персонаж авторской сказки и утверждают, что это и есть самый древний славянский дух. Настолько древний, что никакого письменного упоминания о нем нигде и не сохранилось… вообще-то, это называется подлог.
Не следует засорять нашу историю выдумками и фальшивками, их и без того немало.
Елена Жаворонкова, специально для сайта “Литинтерес”