Александр Дюма (который отец!) прожил насыщенную и яркую жизнь. Он успел написать огромное количество приключенческих и исторических романов, путевых и публицистических заметок, пьес, книг о путешествиях.
Одним из самых известных произведений писателя является историко-приключенческий роман “Три мушкетера”. Его много раз переиздавали, перевели на многие языки мира, экранизировали и даже написали продолжения разной степени качества.
Впервые этот роман вышел в свет с мая по июнь в 1844 году в парижской газете “Le Siècle”. Захватывающий сюжет, головокружительные приключения, многочисленные интриги и красочные исторические описания сразу покорили читателей.
Фантазия у Дюма была бурная, поэтому он прослыл великим сочинителем небылиц. Но вот это несправедливо. Сочинения Дюма базируются на подлинных исторических событиях, многие персонажи имеют реальных прототипов, а детали повествования достаточно точны с исторической точки зрения. Конечно, писатель многое преувеличил, пересмотрел и переиначил со своей литературной точки зрения, но упрекать его во лжи, по меньшей мере, некорректно.
Исследователи и историки нашли всех основных исторических персонажей “Трех мушкетеров”. Да, люди, которых вывели под именами Атос, Портос, Арамис и д’Артаньян, действительно существовали. Только они не были друзьями, жили в разное время и не имели общих приключений, это уже авторский вымысел.
Сам сюжет “Мушкетеров”, как считают исследователи, Дюма… позаимствовал. История довольно запутанная. Сейчас, по прошествии стольких лет, выяснить, кто прав, а кто виноват, затруднительно. Но в общих чертах все выглядит следующим образом.
Французский писатель, мемуарист и публицист, Гасьен де Куртиль де Сандра издал в 1700 году книгу “Мемуары господина д’Артаньяна”. Эту книгу увидел в свое время другой французский писатель, Огюст Маке. Он сотрудничал с Дюма и выпустил в соавторстве с ним несколько произведений. Маке и решил, что эти мемуары – прекрасная основа для будущего романа.
Однако Дюма не сошелся во мнении со своим соавтором и существенно переработал сюжет, который подписал при публикации своим именем, без упоминания Маке. Бывшие соавторы крупно поссорились. И Огюст Маке даже доказывал в суде свои авторские права.
Три процесса против Дюма он проиграл, но кое-что ему удалось отстоять и даже напечатать тот вариант “Трех мушкетеров”, который он считал своим. Эта книга во многом напоминала роман Дюма, в ней были те же сцены и сюжетные повороты. Но она сильно отличалась худшую сторону с точки зрения стиля и языка. Так что шедевром этот роман сделал, несомненно, Дюма.
Кстати, и насчет того, кто первый обнаружил мемуары д’Артаньяна теперь тоже нет особых сомнений. Исследователи нашли библиотечную книгу с мемуарами мушкетера в архиве самого Дюма. Напоминания из библиотеки о том, что книгу надо вернуть, так же существуют, но писатель на них так и не ответил.
Получается, Дюма попросту стащил книгу из библиотеки Марселя. Или, будем великодушны, забыл ее вернуть, благо жизнь у литератора всегда была бурной и насыщенной.
Елена Жаворонкова, специально для сайта “Литинтерес”