Что ж, как вы понимаете в этой статье вас ждет несколько иностранных рецензий на произведения Константина Паустовского. Но для начала хотелось бы сказать вот о чем.
Внимательные читатели нашего канала знают, что в этой рубрике мы в основном приводим вам отзывы, оставленные на международном сайте Goodreads.com. И этот раз не стал исключением.
Мы отправились туда в поисках читательских впечатлений от рассказов Константина Паустовского. Вы эти рассказы прекрасно знаете, они сопровождали все наше детство. Среди них есть пронзительная “Телеграмма”, за которую Марлен Дитрих на коленях благодарила Паустовского (совершенно реальная история, кстати!).
Но помимо “Телеграммы” есть еще много удивительно красивых рассказов. Это и “Теплый хлеб”, и “Прощание с летом”, и “Мещерская сторона”… Трогательные зарисовки о нашей природе, о нашей жизни. Тот самый Паустовский, которого мы любим.
Так вот, на Goodreads довольно много иностранных отзывов, посвященных творчеству Паустовского. Но порядка девяноста процентов относятся к его автобиографическим произведениям о революционных и послереволюционных годах, о жизни в Одессе и Киеве. И это не совсем то, что мы искали.
В итоге делимся с вами теми редкими комментариями, которые все-таки оставлены именно к рассказам Паустовского. Первый отзыв – про сборник рассказов, три следующих – про “Телеграмму”.
Utkarsh Sankhla:
Я наткнулся на эту книгу, роясь в кладовой. Мой отец купил ее в молодые годы — в то время, когда отношения между Индией и СССР были наиболее крепкими, и между нашими странами происходил значительный политический, экономический, военный и культурный обмен. И учитывая Советскую Россию того времени, интересно просто понять, как такие книги стали продаваться на индийских рынках. Пропаганда тоже может быть тонкой, и я не обязательно считаю это чем-то плохим. Но для ясности: нет никаких сомнений, что Паустовский писал в то время, когда существовало подлинное чудо советского эксперимента, и его описание своей родины очень нежное, почти лиричное.
После каждой истории мне просто приходилось на время отрываться от чтения, чтобы впитать все, что пытался сказать автор.
Что мне понравилось:
Все повествования от третьего лица — каждое из них мощное, вызывающее воспоминания и в то же время основанное на простоте. В каждой из историй было несколько тем, представленных читателю. Центральными темами были простота и красота нашей человеческой природы, переход от этой природы к общему чувству любви и товарищества, которые далее объединяются в яростный патриотизм и любовь к земле, на которой человек родился.
Что мне не понравилось:
Мне не понравилось ни одно повествование от первого лица. Они были слишком обыденными, лишенными какой-либо арки, которая могла бы поддерживать интерес. Единственным исключением была «Ночь в октябре», которая была просто сносной.
И дальше приводим три рецензии на рассказ “Телеграмма”.
Isabelle:
Что ж, я так и не пойму, почему мы рыдаем, читая это. Но Паустовский указывает на нечто действительно обычное и важное: мы так заботимся о неизвестных, слабо связанных с нами людях, совершенно забывая о самых близких. Это правда, что большинство детей хотят вырасти и наконец освободиться от школы, от своей скучной жизни, от семьи, в общем, хотят начать новую жизнь. Но именно поэтому эта история грустная. Она говорит нам о простой истине – как бы ты ни расстался с юностью, домом и родителями, ты все равно всегда будешь их любить и никогда не должен забывать их, чтобы не осознать это слишком поздно. Паустовский предлагает прекрасно сделанное литературное произведение, из которого мы все можем извлечь хороший жизненный урок.
Janith Pathirage:
Это мой любимый рассказ Константина Паустовского. Он медленно сгорает, но плывет с нашими эмоциями от начала до конца. Помимо своего глубокого послания, этот рассказ дает предупреждение читателям. Если вы совершаете ту же ошибку, что и дочь в этой истории, я думаю, что чтение этого даст вам немного озноба.
Ezekia (по-грузински):
Душераздирающе до слез.
Согласны ли вы с этими отзывами? Пишите в комментариях!