Где-то год назад мы вам обещали написать однажды статью про весьма своеобразный рейтинг шедевров мировой литературы, составленный французской газетой Le Monde.

Такие рейтинги обычно составляют британские или американские крупные издания, и там практически всегда в первой десятке штук семь англоязычных романов. Ну и во всем остальном списке такое же соотношение сохраняется. Причем нередко еще и разных “Гарри Поттеров” на топовые места запихивают. Плюс разные фэнтези, детские книжки, современная литература с повесточкой и все в этом духе.

У французов рейтинг выглядит посолиднее, там действительно именно классика, большая серьезная литература. Но перекоса в сторону своей национальной литературы они все равно не избежали. В первой пятерке сразу четыре французских автора.

ПЕРВАЯ ПЯТЕРКА

1. “Посторонний”. Альбер Камю

2. “В поисках утраченного времени”. Марсель Пруст

3. “Процесс”. Франц Кафка

4. “Маленький принц”. Антуан де Сент-Экзюпери

5. Удел человеческий”. Андре Мальро

Что тут можно сказать? Роман Альбера Камю, безусловно, является одним из наиболее значимых произведений европейской литературы XX века. Это такой манифест экзистенциализма. Заслуживает ли он именно первого места. Весьма спорно, но для французов, видимо, ответ – да. В качестве сравнения вспомним, что в британском рейтинге лучших книг за всю историю человечества от BBC на первом месте стоит “Властелин колец”.

Марсель Пруст с его эпопеей – да, глыба, где-то в верхних рядах он просто обязан быть. Обратим внимание, кстати, что его семитомник целиком на одной позиции, а не разобран по отдельным книгам. Опять вспомним британцев, которые поставили на пятое место книгу “Гарри Поттер и Кубок огня”, а остальные романы про мальчика-волшебника щедро раскидали по другим позициям.

Кафка на третьем месте… Интересный выбор. Французам явно нравится литература “на подумать”, своего рода haute couture (“высокая мода”) в мире книг. С “Маленьким принцем” все ясно. И на пятом месте идет Андре Мальро – довоенный французский классик, тоже мощная фигура. Сейчас он за пределами Франции как-то подзабыт, а зря.

ВТОРАЯ ПЯТЕРКА

6. “Путешествие на край ночи”. Луи-Фердинанд Селин

7. “Гроздья гнева”. Джон Стейнбек

8. “По ком звонит колокол”. Эрнест Хемингуэй

9. “Большой Мольн”. Ален-Фурнье

10. “Пена дней”. Борис Виан

Ого, это тоже очень сильная пятерка романов. Селин для французской литературы – это примерно как Генри Миллер для американской. Так что не удивлены его достаточно высокому месту именно во французском списке. Дальше у нас два американских шедевра. И да, обе книги смело можно называть великими, без всяких скидок.

Роман Алена-Фурнье не так известен, но в свое время он гремел. Что до “Пены дней”, то это опять-таки классика для знатоков. Двадцатый век невозможно представить без этого шедевра Бориса Виана.

ТРЕТЬЯ ПЯТЕРКА

11. “Второй пол”. Симона де Бовуар

12. “В ожидании Годо”. Сэмюэл Беккет

13. “Бытие и ничто”. Жан-Поль Сартр

14. “Имя розы”. Умберто Эко

15. “Архипелаг ГУЛАГ”. Александр Солженицын

Ну и еще пять произведений. Симона де Бовуар представлена здесь своей публицистической работой на максимально острую тему женской эмансипации. Это практически библия феминизма, вышедшая в 1949 году. Сразу за ней идет вершина театра абсурда – знаменитая пьеса “В ожидании Годо”.

Без Сартра французы обойтись категорически не могли, что правильно. Тем не менее интересен выбор его произведения – не какая-то из пьес, не роман “Тошнота”, а именно философское эссе. Для Франции Сартр в первую очередь великий философ XX века.

Против присутствия в списке лучших итальянского писателя Умберто Эко с его знаменитым романом “Имя розы”, думаем, возражать никто не будет. А вот замыкает пятнашку “самых-самых” очень спорная книга. Как-то странно получается – “Архипелаг ГУЛАГ”, по мнению французов, является главным русским текстом XX века. Тут, конечно, уже чистая конъюнктурщина сработала.

В целом же у нас картина такая. Из 15 произведений ровно 10 французских, плюс два американских, одно немецкое, одно итальянское и одно русское. Соотношение такое же, как у BBC, но плюс в том, что ставка сделана на действительно классику. За исключением Солженицына.

Ну и в конце добавим, что в списке Le Monde на самом деле значится аж сотня книг. Но мы решили здесь взять только первые пятнадцать. А то статья превратилась бы в сплошную перечислялку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *