Три фамилии, вынесенные в заголовок, принадлежат отечественным писателям и поэтам двадцатого века. Григорий Офштейн нам известен под псевдонимом Горин. Илья Файнзильберг взял себе псевдоним Ильф. А Михаил Шейнкман – это замечательный поэт Михаил Светлов.

На самом деле писательских псевдонимов, в том числе скрывающих еврейские фамилии, было много, это лишь небольшой пример. Можно добавить еще Лазаря Лагина, автора “Хоттабыча”, который на самом деле Гинзбург. Или Александра Гликсберга, вошедшего в историю под именем Саши Черного. Продолжать можно еще долго.

И ничего такого тут нет, не надо искать какие-то подводные камни. Русские авторы тоже брали себе псевдонимы – для благозвучности. А что касается происхождения, так это вообще не имеет никакого значения. Важен тот вклад, который сделан в русскую литературу.

Статья о другом.

Вы заметили, что все эти фамилии, которые отечественное ухо сходу определяет, как еврейские, на самом деле… немецкие? Это сразу видно, если сфокусироваться на окончаниях: -штейн, -берг, -ман.

Нет, есть, конечно, и другие еврейские фамилии, в которых немецкого привкуса совсем не ощущается. Но так сложилось, что именно на территории России (Российской империи, Советского Союза) большей частью у евреев были именно немецкообразные фамилии, если можно так выразиться.

И на то была причина.

Офштейн, Файнзильберг, Шейнкман. Почему еврейские фамилии такие немецкие?

Евреи, как известно, долгие века существовали в качестве диаспоры, бежав по разным причинам из Палестины в другие края. В Европе они предпочитали селиться в странах без сильной королевской власти – в раздробленной Италии, в расколотой на множество независимых княжеств в Германии. На юге Франции, где часть земель принадлежала англичанам, часть французам, а часть вообще была сама по себе. На Пиренейском полуострове, где имелось сразу несколько государств, враждующих друг с другом.

Однако постепенно наступала эпоха абсолютизма и объединения государств. И в результате нескольких волн переселений большинство европейских евреев сконцентрировалось в пределах Священной Римской империи, по-прежнему представлявшей собой хаос небольших суверенных княжеств.

Там они обживались и брали себе немецкие фамилии. Они даже говорить начали на своеобразном суржике из немецких, арамейских и славянских словечек с преобладанием немецких. Это называлось идиш.

Ну а дальше начался следующий этап – в германских землях усилилась Пруссия. И еврейская миграция потянулась в пределы Речи Посполитой, где царила эпоха самостийных магнатов, ни во что не ставящих королевскую власть. И чем восточнее, тем самостийнее они были.

А в конце восемнадцатого века случилось три раздела Польши. И огромное количество евреев оказалось в пределах Российской империи. Фамилии при этом у них давно уже были немецкими, те самые -штейны и -берги.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *