Дуэльные поединки с участием русских писателей и поэтов не закончились в XIX веке. К списку погибших литераторов вслед за Пушкиным и Лермонтовым мог, например, добавиться Максимилиан Волошин. В 1909 году между ним и поэтом Николаем Гумилевым состоялась дуэль – последняя в истории русской литературы.

Причиной дуэли стал любовный треугольник с участием двух вышеназванных и молодой поэтессы Елизаветы Дмитриевой. Гумилев познакомился с ней в 1907 году в Париже, потом их роман продолжился в России, когда они снова встретились в 1909 году. Ну как роман – будущий глава акмеистов за ней ухаживал, а она охотно с ним гуляла и общалась, но никакого согласия не давала.

Вскоре оказалось, что Дмитриева страстно влюблена в Максимилиана Волошина. Отношения между всеми ними накалились до предела. Взрыв был неминуем. Осенью 1909 года до Волошина дошли слухи, что Гумилев дурно отзывается о Дмитриевой. Возмутившись, он дал Гумилеву пощечину, что означало вызов на дуэль.

Алексей Толстой, который был секундантом Волошина, позже писал о Гумилеве:

– Я знаю и утверждаю, что обвинение, брошенное ему, – в произнесении им некоторых неосторожных слов – было ложно: слов этих он не произносил и произнести не мог. Однако из гордости и презрения он молчал, не отрицая обвинения, когда же была устроена очная ставка и он услышал на очной ставке ложь, то он из гордости и презрения подтвердил эту ложь.

Стреляться решили не где-нибудь, а на Черной речке – именно там, где на роковую дуэль вышел когда-то Пушкин. Дело было поздней осенью, в конце ноября, уже лежал густой снег. Секунданты пытались помирить противников, но ничего не вышло, причем не вышло по вине Гумилева – он был в бешенстве и требовал стреляться с пяти шагов, что означало неминуемую смерть одного из дуэлянтов. В этом ему было отказано.

Поэты разошлись на 25 шагов, после чего оба по команде нажали на курок. Гумилев промахнулся, у Волошина была осечка. По дуэльным правилам осечка засчитывается как выстрел, но Гумилев стал требовать, чтобы его противник стрелял повторно. Растерянный Волошин поднял пистолет вверх и снова нажал на курок – снова осечка.

Тогда Алексей Толстой вырвал пистолет у него из рук, направил его в снег и сам спустил курок, чтобы проверить, все ли в порядке с оружием. Раздался выстрел – пистолет был исправен. Гумилев вновь начал требовать, чтобы Волошин выстрелил по нему без всяких осечек. Но секунданты, посовещавшись, отказали в этом.

Так закончилась эта странная дуэль, в ходе которой мог погибнуть один из тех, кто позднее составил славу русского Серебряного века.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *