Как мы уже рассказывали в предыдущей статье, автор знаменитой антиутопии “Мы” Евгений Замятин по профессии был инженером-кораблестроителем. И не только по профессии, но и по призванию тоже. его вклад в обретение Россией первого ледокольного флота огромен. Замятин (внезапно!) лично контролировал его строительство.

Впрочем, не будем повторяться. Если интересны подробности, полистайте наш канал, вы найдете их в одной из недавних статей.

Так вот, возвращаясь к моменту, который вынесен в заголовок… Евгений Замятин был настолько погружен в ледокольную тематику, что в одном из своих очерков даже сравнил всю Россию с ледоколом.

Красивый образ, ничего не скажешь. Но писатель пошел дальше – он его развил и в деталях показал, что именно у России общего с ледоколом. Получилось весьма остроумно и достаточно глубоко.

Вот какие критерии он привел.

Способ движения:

“Россия движется вперед странным, трудным путем, непохожим на движение других стран, ее путь – неровный, судорожный, она взбирается вверх – и сейчас же проваливается вниз, кругом стоит грохот и треск, она движется, разрушая”.

Если кто не понял, то тут очень точно описан тот способ, которым ледокол движется во льдах. Он забирается на льдину, зарываясь носом вверх, а потом проламывает ее всем своим весом, вновь опускаясь в воду. И еще раз. И еще раз. Пока, наконец, льдина не расколется окончательно.

Применительно к России такое описание выглядит не очень комплиментарно, но своя доля истины тут, пожалуй, есть. Стоит только добавить, что сама цель движения ледокола – исключительно созидательная. Ведь благодаря ему море очищается и становится возможным движение всех остальных судов.

Особая конструкция:

“Русскому человеку нужны были, должно быть, особенно крепкие ребра и особенно толстая кожа, чтобы не быть раздавленным тяжестью того небывалого груза, который история бросила на его плечи. И особенно крепкие ребра – “шпангоуты”, особенно толстая стальная кожа, двойные борта, двойное дно – нужны ледоколу, чтобы выдержать единоборство со льдом, чтобы не быть раздавленным сжавшими его в своих тисках ледяными полями. Но одной пассивной прочности для этого все же еще было бы мало: нужна особая хитрая увертливость, похожая на русскую “смекалку”. Как Иванушка-дурачок в русских сказках, ледокол только притворяется неуклюжим, а если вы вытащите его из воды, если вы посмотрите на него в доке – вы увидите, что очертания его стального тела круглее, женственнее, чем у многих других кораблей. В поперечном разрезе ледокол похож на яйцо – и раздавить его так же невозможно, как яйцо рукой. Он переносит такие удары, он целым и только чуть помятым выходит из таких переделок, какие пустили бы ко дну всякий другой, более избалованный, более красиво одетый, более европейский корабль”.

Цитата получилась длинной, но было очень жалко ее резать. Тут каждое слово на своем месте, ничего не убавишь. И добавить, в общем-то, тоже нечего. Все сказано очень наглядно.

Обрусение импорта:

“Оказывается, все “русские” ледоколы импортированы в Россию из-за границы? Да, но при ближайшем рассмотрении многое, что кажется сейчас специфически российским, оказывается импортным материалом. Даже – марксизм, родившийся, как известно, на германской территории. Даже… самовары, которые – как теперь установлено – были в ходу у китайцев еще тысячи за две лет до Рождества Христова. Но фактам – грош цена: самовары все же навсегда останутся русскими”.

Тут требуются некоторые пояснения. Дореволюционные ледоколы, о которых идет речь, строились на английских верфях, хотя и по русским проектам. Зато теперь Россия является великой ледокольной державой и единственная в мире строит атомные ледоколы. На своих собственных верфях. И ни у кого на планете больше нет таких компетенций.

Ну а про то, как Россия умеет при желании делать русскими любые зарубежные заимствования, вы и сами прекрасно знаете. В качестве примера можно привести пельмени и матрешку – теперь это наши национальные символы и плевать. какое у них там было происхождение.

В общем, браво Замятину – столько всего вытащить из простого сравнения России с ледоколом! Вот что значит человек в теме!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *