Такое чувство, что в европейской литературе к этому моменту сформировалось два разных лагеря, которые вступили в скрытое, а иногда и явное противоборство. И чувства эти не обманывают – впереди очень бурное время, когда целые литературные школы будут воевать друг с другом. Но пока мы слышим только первые раскаты подступающей бури.
Итак, что у нас произошло в 1857 году? Каких авторов открыли для себя читатели? В какие произведения нырнули с головой? О чем беседовали в салонах и на водах?
“Цветы зла”
Главным потрясением года стал поэтический сборник. Нечасто такое случается, но тут события прямо-таки веховое. В свет вышли “Цветы зла” Шарля Бодлера. Европа лениво приоткрыла книжицу, Европа ужаснулась, Европа потребовала наказать дерзкого пиита.
“Цветы зла” перевернули всю мировую поэзию, введя в нее темы, которых там раньше никогда не было. Эти стихи рассказывали о грехах, без малейшего намека на покаяние. Они были неприличными, богохульными, отвратительными и при всем том – талантливыми. Бодлера оштрафовали на 300 франков и заставили вымарать шесть стихотворений.
“Сцены клерикальной жизни”
И в этом же году в “Блэквудз Мэгэзин” было опубликовано дебютное произведение Мэри Энн Эванс, скрывшейся за псевдонимом Джордж Эллиот. Тогда еще никто не знал, что в английскую литературу вошел новый крупный автор. Но книга обратила на себя внимание.
Интересно, что она – по контрасту! – весьма позитивно настроена к церкви. Можно даже сказать, что здесь воспеваются образы священнослужителей. Тот, кто ужаснулся Бодлеру, нашел успокоение, листая страницы Джордж Эллиот (в русской традиции ее имя принято не склонять).
А теперь переносимся в Россию и видим, что отечественный читатель с удовольствием знакомится с финальной частью трилогии молодого писателя Льва Толстого. “Детство” и “Отрочество” уже прочитаны, в свет выходит “Юность”.
Книга полностью соответствует своему заглавию и описывает студенческие годы юного дворянина из богатой семьи Николая Иртеньева – его мечты, его порывы, его ошибки и его разочарования. Роман считается во многом автобиографическим.
“Крошка Доррит”
В Англии в то же самое время Чарльз Диккенс публикует одну из самых жестких своих работ – роман “Крошка Доррит”, который весьма сурово проходится по проблеме социального расслоения, четко противопоставляет мир богатых и мир бедных.
Здесь тоже много автобиографического, поскольку Диккенс опирался на свои собственные воспоминания и впечатления от тяжелой юности, долговой тюрьмы, изнурительной работы на фабрике и остальных прелестей бедняцкой жизни.