Перелистываем календарь и продолжаем нашу традиционную рубрику. Почитать было что – и в плане беллетристики, и в более взыскательном сегменте. Особенно тем, кто владел английским языком. Потому что в этом году в мире господствовала англоязычная литература.
Во Франции, Германии, России идет смена поколений, будущие великие писатели или уже сошли в могилу, или еще пробуют силы, или выдерживают паузу. А в Англии и в Америке бурными темпами издаются книги, заставляющие мир говорить о себе.
Что ж, это нормальное явление. Мы болеем за наших соотечественников, но их время еще придет. Уже совсем скоро начнут друг за другом выходить произведения, без которых сейчас немыслимо представить школьную программу. Но пока слово за англичанами.
И главным из них в 1853 году является Чарльз Диккенс. Он задает стиль, тон и планку. На него ориентируются, ему подражают, у него учатся. Хотя нашелся и кое-кто более популярный, при этом сегодня практически неизвестный. Ждете подробностей? Они к вам уже спешат!
“Холодный дом”
Диккенс находится в расцвете своего творчества и выпускает девятый роман – зрелый, мощный, великий. Его можно назвать энциклопедией викторианского общества. Книга оказала огромное влияние на более поздних авторов, как в Англии, так и за ее пределами.
В этом году закончилась публикация в журнале “Домашнее чтение” романа Элизабет Гаскелл “Крэнфорд”, который закрепил за ней славу достойной продолжательницы дела Чарльза Диккенса. Книга, и правда, весьма похожа по стилю на произведения Диккенса. Кстати, журнал, который печатал Гаскелл, выходил как раз под редакцией Диккенса. Но уже скоро писательница обретет свой голос. Осталась еще пара лет.
“Наследник имения Редклиф”
Английская писательница Шарлотта Мэри Янг ныне за пределами Англии очень слабо известна. Но в 1850-е годы ее произведения широко читались, хотя и не отличались высоким художественным мастерством. Джон Пристли позже указывал, что по популярности “Наследник имения Редклиф” легко обгонял романы Диккенса и Теккерея.
“12 лет рабства”
Это мемуары американского чернокожего фермера Соломона Нортапа, который был рожден свободным в семье вольноотпущенника, но похищен и продан в рабство на одну из плантаций в Луизиане. Спустя 12 лет ему все-таки удалось добиться свободы с помощью своих друзей-аболиционистов. Америку эта книга всколыхнула, хотя до Европы ее слава не особо докатилась.