Как сейчас в школах проходят хрестоматийную поэму Николая Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”, честно говоря, не знаем. Но в свое время она разбиралась чуть ли не построчно. В результате многие фрагменты ее надолго врезались детям в память. В том числе, например, про некоего “милорда глупого”, которого народ упорно тащит из книжных лавок.

Если не помните такого, то мы вам процитируем:

Эх! эх! придет ли времечко,
Когда (приди, желанное!..)
Дадут понять крестьянину,
Что розь портрет портретику,
Что книга книге розь?
Когда мужик не Блюхера
И не милорда глупого —
Белинского и Гоголя
С базара понесет?

Н. Некрасов, “Кому на Руси жить хорошо”, глава 2-я “Сельская ярмонка”

Смысл некрасовских сожалений понятен – крестьяне читают всякую макулатуру развлекательного характера вместо того, чтобы приобщаться к по-настоящему умным произведениям. Впрочем, тут ничего нового. В наше время точно такие же вздохи раздаются по поводу популярности Донцовой.

Но кто вообще такой этот “милорд”, который полтора века назад владел умами русского крестьянства?

Для начала скажем самое главное – речь не о писателе. Было бы странно думать, что тогдашняя русская деревня в буквальном смысле зачитывалась произведениями некоего британского аристократа.

На самом деле пресловутый милорд – это персонаж лубочной книги “Повесть о приключении английского милорда Георга и о бранденбургской маркграфине Фридерике Луизе”. Автор этого произведения – Матвей Комаров, русский писатель, живший во второй половине XVIII века. То есть лет за сто до Некрасова!

Что за "глупого милорда" несли с базара крестьяне в поэме Некрасова?

Комаров сам по себе был довольно любопытной фигурой. Происходил он, по всей видимости, из крепостных крестьян, так что интересы своей будущей аудитории знал превосходно. Служил домоправителем у московской помещицы Щербачевой, был грамотен, умен, много читал. В какой-то момент решил, что и сам может писать.

“Я сам, находясь в числе низкого состояния людей и не будучи обучен никаким наукам, кроме только одной русской грамоте, по врожденной склонности моей, с самого моего младолетия упражнялся в чтении книг, сперва церковных, а потом и светских, отчего и пришло мне на мысль, не могу ли я слабым моим пером оказать простолюдинам хотя малейшую услугу, и для того, а особливо чтоб не препроводить время моей жизни в праздности, сделал я первый в том опыт, сочинивши письмо стихами”, – рассказывает Матвей Комаров в предисловии к своей книге “Невидимка”.

В 1785 году он получил вольную, уже успев стать к тому моменту прославленным автором весьма популярных повестей о разных криминальных личностях. В частности, о Ваньке Каине. Расходились эти книги на ура. А еще у него на счету уже был “Милорд” – тот самый, который будет потом переиздаваться огромными тиражами многие десятилетия.

Не обращайте внимания на эпитет “лубочная”, которым литературоведы награждают эту повесть. Это вовсе не комикс с краткими подписями, как мы привыкли представлять себе лубок. Книги Комарова – это именно книги, просто в сопровождении определенного количества иллюстраций. Классическое бульварное чтиво приключенческого жанра, которого и в Европе хватало с избытком. Причесать текст под современный слог, да переиздать – и сейчас бы многим зашло.

Но, конечно, для Некрасова такая литература ценности не представляла. Что тоже понятно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *