Как сейчас в школах проходят хрестоматийную поэму Николая Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», честно говоря, не знаем. Но в свое время она разбиралась чуть ли не построчно. В результате многие фрагменты ее надолго врезались детям в память. В том числе, например, про некоего «милорда глупого», которого народ упорно тащит из книжных лавок.

Если не помните такого, то мы вам процитируем:

Эх! эх! придет ли времечко,
Когда (приди, желанное!..)
Дадут понять крестьянину,
Что розь портрет портретику,
Что книга книге розь?
Когда мужик не Блюхера
И не милорда глупого —
Белинского и Гоголя
С базара понесет?

Н. Некрасов, «Кому на Руси жить хорошо», глава 2-я «Сельская ярмонка»

Смысл некрасовских сожалений понятен — крестьяне читают всякую макулатуру развлекательного характера вместо того, чтобы приобщаться к по-настоящему умным произведениям. Впрочем, тут ничего нового. В наше время точно такие же вздохи раздаются по поводу популярности Донцовой.

Но кто вообще такой этот «милорд», который полтора века назад владел умами русского крестьянства?

Для начала скажем самое главное — речь не о писателе. Было бы странно думать, что тогдашняя русская деревня в буквальном смысле зачитывалась произведениями некоего британского аристократа.

На самом деле пресловутый милорд — это персонаж лубочной книги «Повесть о приключении английского милорда Георга и о бранденбургской маркграфине Фридерике Луизе». Автор этого произведения — Матвей Комаров, русский писатель, живший во второй половине XVIII века. То есть лет за сто до Некрасова!

Что за "глупого милорда" несли с базара крестьяне в поэме Некрасова?

Комаров сам по себе был довольно любопытной фигурой. Происходил он, по всей видимости, из крепостных крестьян, так что интересы своей будущей аудитории знал превосходно. Служил домоправителем у московской помещицы Щербачевой, был грамотен, умен, много читал. В какой-то момент решил, что и сам может писать.

«Я сам, находясь в числе низкого состояния людей и не будучи обучен никаким наукам, кроме только одной русской грамоте, по врожденной склонности моей, с самого моего младолетия упражнялся в чтении книг, сперва церковных, а потом и светских, отчего и пришло мне на мысль, не могу ли я слабым моим пером оказать простолюдинам хотя малейшую услугу, и для того, а особливо чтоб не препроводить время моей жизни в праздности, сделал я первый в том опыт, сочинивши письмо стихами», — рассказывает Матвей Комаров в предисловии к своей книге «Невидимка».

В 1785 году он получил вольную, уже успев стать к тому моменту прославленным автором весьма популярных повестей о разных криминальных личностях. В частности, о Ваньке Каине. Расходились эти книги на ура. А еще у него на счету уже был «Милорд» — тот самый, который будет потом переиздаваться огромными тиражами многие десятилетия.

Не обращайте внимания на эпитет «лубочная», которым литературоведы награждают эту повесть. Это вовсе не комикс с краткими подписями, как мы привыкли представлять себе лубок. Книги Комарова — это именно книги, просто в сопровождении определенного количества иллюстраций. Классическое бульварное чтиво приключенческого жанра, которого и в Европе хватало с избытком. Причесать текст под современный слог, да переиздать — и сейчас бы многим зашло.

Но, конечно, для Некрасова такая литература ценности не представляла. Что тоже понятно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *