Как сейчас в школах проходят хрестоматийную поэму Николая Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”, честно говоря, не знаем. Но в свое время она разбиралась чуть ли не построчно. В результате многие фрагменты ее надолго врезались детям в память. В том числе, например, про некоего “милорда глупого”, которого народ упорно тащит из книжных лавок.
Если не помните такого, то мы вам процитируем:
Эх! эх! придет ли времечко,
Когда (приди, желанное!..)
Дадут понять крестьянину,
Что розь портрет портретику,
Что книга книге розь?
Когда мужик не Блюхера
И не милорда глупого —
Белинского и Гоголя
С базара понесет?
Н. Некрасов, “Кому на Руси жить хорошо”, глава 2-я “Сельская ярмонка”
Смысл некрасовских сожалений понятен – крестьяне читают всякую макулатуру развлекательного характера вместо того, чтобы приобщаться к по-настоящему умным произведениям. Впрочем, тут ничего нового. В наше время точно такие же вздохи раздаются по поводу популярности Донцовой.
Но кто вообще такой этот “милорд”, который полтора века назад владел умами русского крестьянства?
Для начала скажем самое главное – речь не о писателе. Было бы странно думать, что тогдашняя русская деревня в буквальном смысле зачитывалась произведениями некоего британского аристократа.
На самом деле пресловутый милорд – это персонаж лубочной книги “Повесть о приключении английского милорда Георга и о бранденбургской маркграфине Фридерике Луизе”. Автор этого произведения – Матвей Комаров, русский писатель, живший во второй половине XVIII века. То есть лет за сто до Некрасова!
Комаров сам по себе был довольно любопытной фигурой. Происходил он, по всей видимости, из крепостных крестьян, так что интересы своей будущей аудитории знал превосходно. Служил домоправителем у московской помещицы Щербачевой, был грамотен, умен, много читал. В какой-то момент решил, что и сам может писать.
“Я сам, находясь в числе низкого состояния людей и не будучи обучен никаким наукам, кроме только одной русской грамоте, по врожденной склонности моей, с самого моего младолетия упражнялся в чтении книг, сперва церковных, а потом и светских, отчего и пришло мне на мысль, не могу ли я слабым моим пером оказать простолюдинам хотя малейшую услугу, и для того, а особливо чтоб не препроводить время моей жизни в праздности, сделал я первый в том опыт, сочинивши письмо стихами”, – рассказывает Матвей Комаров в предисловии к своей книге “Невидимка”.
В 1785 году он получил вольную, уже успев стать к тому моменту прославленным автором весьма популярных повестей о разных криминальных личностях. В частности, о Ваньке Каине. Расходились эти книги на ура. А еще у него на счету уже был “Милорд” – тот самый, который будет потом переиздаваться огромными тиражами многие десятилетия.
Не обращайте внимания на эпитет “лубочная”, которым литературоведы награждают эту повесть. Это вовсе не комикс с краткими подписями, как мы привыкли представлять себе лубок. Книги Комарова – это именно книги, просто в сопровождении определенного количества иллюстраций. Классическое бульварное чтиво приключенческого жанра, которого и в Европе хватало с избытком. Причесать текст под современный слог, да переиздать – и сейчас бы многим зашло.
Но, конечно, для Некрасова такая литература ценности не представляла. Что тоже понятно.