Исторические легенды, положенные в основу художественного произведения, почти наверняка приведут писателя к успеху. Особенно, если добавить фольклорных деталей, местного колорита, народных сказок и суеверий.
Вот такой исторический коктейль лег в основу детективной книги белорусского писателя Владимира Короткевича “Черный замок Ольшанский”. По сюжету события трехсотлетней давности переплетаются с событиями настоящего. Еще в XVII веке хозяин Ольшанского замка похитил деньги и драгоценности и скрыл их где-то в своем замке. Уже в XX веке исследователи случайно находят старинный манускрипт, в котором указано зашифрованное местонахождение сокровища. Но за кладом охотится и последний из рода Ольшанских, бывший пособник фашистов.
Действие книги происходит в реально существующем месте, на развалинах знаменитого Гольшанского замка в Гродненском районе Беларуси.
В XIII веке князь Гольша построил замок. Князья Гольшанские владели замком в течение нескольких веков, затем княжна Гольшанская вышла замуж за Павла Сапегу. Род Сапег был знатным и очень богатым, Гольшанский замок блистал великолепием. Но уже в XVII веке замок попал в руки других хозяев и начал разрушаться. Владельцы распродавали здания на кирпич, последние постройки разобрали уже после Великой Отечественной войны. Сейчас на месте величественного замка – руины, и только небольшая часть восстановлена и открыта для туристов.
Как всякий уважающий себя старинный замок, Гольшанский давно обзавелся жуткими легендами. По одной из легенд в старину княжна Гольшанская влюбилась в простого парня, что, естественно, очень не понравилось ее отцу. По приказу князя несчастного влюбленного заживо замуровали в одну из стен. А княжна, судя по всему, впоследствии вышла замуж за Сапегу.
С тех пор местные жители нередко видели на руинах призрак Черного монаха.
Вторая легенда связана с первым владельцем замка из рода Сапег. Он приказал достроить то ли башню, то ли стену монастыря, но новая стена все время рушилась, князь изволил гневаться, строительство нужно было срочно заканчивать. Тогда строители вспомнили про древнее суеверие: чтобы здание стояло, надо замуровать в стену живого человека. Решили, что чья жена утром придет первая к мужу с едой, та и станет жертвой… С тех пор на руинах появился еще и женский призрак. Его стали называть Белая дама.
Мотив жертвоприношения при строительстве довольно распространенный и в Европе, и в России, так что был ли какой-то реальный факт в основе этого жуткого сказания – неизвестно. Однако известный исследователь паранормального Вадим Чернобров посещал Гольшанский замок как раз с целью исследования. Местные и рассказали, что до сих пор встречают на руинах странные фигуры, поэтому по вечерам стараются там не ходить. И еще рассказали, что при реконструкции обнаружили в стене человеческие кости. Возможно, жертва все-таки была.
Кости захоронили на местном кладбище, и стена с тех пор начала рушиться… все это Чернобров подробно описал в своей книге, а уж верить или не верить – дело читателей.
Елена Жаворонкова, специально для канала “Литинтерес”