Литературоведы вечно придумывают целый ворох разных терминов, в которых непосвященные чувствуют себя словно посреди темного леса. И стихосложения это тоже касается.
У стихов, например, есть размеры, а у этих размеров названия. И никто толком не может эти названия запомнить. Помните у Пушкина: “Не мог он ямба от хорея, как бы ни бились, отличить”? А ямб с хореем – это вообще самое простое, что только может быть. Вы еще с пэонами и логаэдами не сталкивались!
С рифмами тоже свои сложности имеются.
Кстати, если хотите блеснуть в светской беседе своей эрудицией, запомните слово “клаузула”. Так называется в поэзии окончание стиха. Не стихотворения в целом, а каждой его строчки (такие строчки с литературоведении и зовутся стихами, одна строка – один стих).
Так вот, именно по клаузулам рифмы в русской поэзии делятся на четыре типа: женские, мужские, дактилические и гипердактилические.
Интригует? На самом деле, тут все зависит только от одного – на какой слог от конца падает ударение.
Мужская рифма – стих заканчивается ударным слогом. Женская рифма – ударение стоит на втором от конца слоге. В строфах рифмовка обычно чередуется. Одна строка с мужской рифмой, другая с женской. Или наоборот.
Смотрите, как это происходит у того же Пушкина:
Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Первая строка – женская рифма, вторая – мужская, третья- женская, четвертая – мужская. Вот и весь секрет.
Ну а в конце еще поясним про дактилическую и гипердактилическую рифмы.
Если ударение падает не на первый или второй слог от конца, а на третий, это и называется дактилической рифмой. Вот пример из Лермонтова:
Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.
А гипердактилическая – это когда на четвертую? Да все верно. Но не только. Ударение на пятом, шестом и так далее слоге от конца тоже называется гипердактилическим. Встречаются такие ситуации крайне редко, придумать такую рифмовку очень сложно, поэтому отдельного названия литературоведы таким рифмам давать не стали.
Чтобы вы имели представление, процитируем Брюсова
Холод, тело тайно сковывающий,
Холод, душу очаровывающий…
Здесь ударение стоит аж на пятом слоге от конца! Но, повторимся еще раз, над такими примерами нужно поломать голову, так просто они не встречаются.