Мало кто в истории мировой литературы мог похвастаться столь оригинальным стартом карьеры, как английский классик XIX века Чарльз Диккенс. Как обычно бывает? Начинающий писатель ваяет рукопись будущей нетленки, отсылает ее по редакциям, получает отказы. А потом находится чуткий редактор, который различает в нем талант.
С Диккенсом все получилось совершенно не так.
Он работал репортером в “The Morning Chronicle”, описывал ход парламентских дебатов и прочих событий, связанных с политическими партиями. Перо у него было бойкое, а вдобавок он еще и освоил стенографию, поэтому репортажи всегда получались очень оперативными.
Довольно быстро у молодого журналиста появилась определенная репутация и он смог предлагать в печать не только репортажи, но и разные очерки о лондонцах. Их он подписывал именем Боз. Зарисовки эти были остроумны и точны, публике нравилось.
И тут подвернулось одно выгодное дельце.
Издатели Уильям Холл и Эдвард Чепмен обратились к парню с заманчивым предложением. У нас тут, мол, планируется серийный выпуск картинок с эпизодами из жизни спортсменов-рыболовов, вполне в духе твоих очерков. Рисует их Роберт Сеймур, слышал о таком? Ну как же, шикарные карикатуры делает! Так вот, будешь писать к его картинкам небольшие истории в твоем неповторимом стиле. Согласен?
Фактически Диккенсу предложили на пару с Сеймуром создать юмористический комикс.
Честно говоря, сначала издатели собирались подрядить на этот проект писателя Чарльза Уайтхэда, но тот отказался. Обратитесь лучше к Диккенсу, посоветовал он. Что ж, Диккенс так Диккенс, решили Холл с Чепменом. Так даже лучше, он молодой и покладистый.
Что на это ответил 24-летний журналист? Согласен? По рукам? Век буду благодарен? Как бы не так. Диккенс подумал-подумал и заявил, что про рыболовов писать не будет, поскольку ничего в этом не понимает. И вообще, давайте все сделаем наоборот – я буду писать все, что мне захочется, а этот ваш Сеймур пусть иллюстрации рисует.
Издатели сначала попробовали на него надавить, но Диккенс оказался чертовски упрям. После тщетных уговоров на него махнули рукой – пусть попробует. И вот вместо абстрактного рыболова на свет появился солидный Сэмюэл Пиквик.
Первый выпуск “Посмертных записок Пиквикского клуба” вышел в свет в марте 1836 года. С этого момента слава Диккенса начала расти в геометрической прогрессии. Издатели, убедившись в успехе, дали ему полный карт-бланш.
Это, кстати, имело крайне плачевные последствия для художника. Диккенс был не в восторге от его иллюстраций, о чем ему и сказал в личной беседе. Однако Сеймур оказался человеком нервным, вспыльчивым и обидчивым. К тому же, он видимо, так и не смог оправиться от известия, что весь проект будет строиться не от его картин, а от текста Диккенса.
В общем, беседа закончилась скандалом. Сеймур ушел домой в раздражении, а на следующий день внезапно бросил работу над очередной иллюстрацией, вышел в сад и застрелился.
Феноменальному успеху “Пиквикского клуба” эта трагедия не помешала. Издатели быстро нашли другого иллюстратора и выпуск продолжился. Публикация продолжалась до конца 1837 года. Всего вышло в свет 57 глав, которые впоследствии были собраны в один объемный роман, признанный ныне первым шедевром в библиографии Чарльза Диккенса.