Что такое “культура отмены” в современном обществе, вы уже знаете, правда? Об этом сейчас столько пишут в СМИ и в интернете, что не “зацепить” хотя бы краем уха практически невозможно. Но на всякий случай кратенько поясним.
У какого-нибудь деятеля искусства, политики или спорта находят в биографии разные неблаговидные моменты – от некорректных высказываний в адрес женщин или негров до реальных действий, сомнительных с моральной точки зрения. Эти моменты широко тиражируются, осуждаются, и начинается кампания по вычеркиванию и замалчиванию.
Причем травле подвергается не только сама личность “отменяемого”, но и его произведения, если речь идет о писателе, поэте, музыканте и т.д. И тут мы ступаем на исключительно тонкий лед. Означают ли некрасивые поступки гения, что мы должны лишить себя и мир его произведений. Насколько наше восприятие творчества зависит от образа творца?
В русской литературе уже наметился первый персонаж, на котором отрабатывается “культура отмены”. Это Марина Цветаева. Биография у нее была сложная. Характер, прямо скажем, очень трудный. В свое время она разругалась со всей эмиграцией.
Ну и с моралью было не все в порядке по стандартным меркам. То есть она у нее была, но совершенно своя. И в эту мораль вписывалась, например, сознательная сдача маленьких дочерей в детдом, где одна из них умерла от голода. Плюс к тому вся эта история описана в дневниках самой Цветаевой с ужаснувшей многих читателей холодностью матери по отношению к младшей дочери – Ирине. Той, которая умерла.
Мы сейчас не будем вдаваться в подробности. Давайте о другом поговорим. О том, что стихи Цветаевой в интернете сейчас практически невозможно прочитать без сопутствующих комментариев о ее бесчеловечности и цинизме. И вообще без комментариев в духе “Зачем вы ее публикуете, это же чудовище!”
Фактически та самая “культура отмены” в действии. И вот вопрос – а точно ли мы должны вычеркивать из истории нашей литературы несомненно гениальные стихи? Снимать томики с книжных полок и выкидывать за порог? Клеймить тех, кто осмеливается процитировать “Прохожего”?
И если ответ – да, так ей и надо, то кто тогда будет следующим? Наивно думать, что творцы нашей литературы все поголовно были высоконравственными людьми.
Пастернак не нашел в себе сил сказать Сталину, что Мандельштам – настоящий мастер, когда ему был задан прямой вопрос, от которого возможно зависела сама жизнь Мандельштама. Тургенев спокойно жил с чужой женой – помните, про Полину Виардо? Лермонтов соблазнил перед свадьбой Екатерину Сушкову, а потом рассказал будущему мужу и его окружению о ночи, проведенной с его невестой.
Вот, кстати, Лермонтов-то и напрашивается в качестве следующей мишени для “отменятелей”. Уж больно скандальный, неполиткорректный, язвительный он был. А уж в словах невоздержан до крайности. Всех взбесил настолько, что о смерти его мало кто жалел. Из знавших лично.
А теперь представьте, какую громадную брешь пробьет в нашей культуре его отмена!
Впрочем, что Лермонтов! Так и до Пушкина можно добраться – тот еще разгильдяй был! Спал с чужими женами, оскорблял по-черному их мужей, постоянно провоцировал скандалы. В Дантеса стрелял на дуэли и непременно убил бы его, потому что пуля летела прямо в сердце, но отскочила от пуговицы. То есть искренне хотел убить человека.
Да, сам тоже риску подвергался. Но одно другого не отменяет. Разве убийство – это метод решения проблем? Вы же не хватаете пистолет из-за семейных скандалов. А если хватаете, то тюрьма вам светит.
А у иностранцев есть Бомарше – автор “Севильского цирюльника”, шпион и интриган. Есть Франсуа Вийон, закоренелый вор и, поговаривают, даже убийца. Да и вообще, в мировой литературе есть еще поле непаханое для вычеркивания. Вооружимся ластиком? Или все-таки попробуем признать, что гениальные произведения ценны и сами по себе, а не только как приложение к бронзовой статуе?
В конце концов, когда вы читаете то же “Слово о полку Игореве”, автор которого вам неизвестен, важно ли вам, кем он был на самом деле? Потеряет ли что-то этот текст, если выяснится, что человек, его создавший, был глубоко аморален? Как думаете?