Гениальный ученый Гриффин из романа “Человек-невидимка” Герберта Уэллса собирался править миром. Он объявил о наступлении новой эры, полагая, что невидимость дает ему колоссальные преимущества перед всем остальным человеком. Он может незримо прокрадываться куда угодно и приводить в исполнение любые свои замыслы, даже самые жестокие. И никто не узнает, откуда вдруг взялась карающая рука, которая нанесла удар.
Прав ли Гриффин? Смог бы невидимка стать безжалостным охотником и неумолимым диктатором? Если бы действие происходило в наше время, то тепловизоры решили бы проблему и держать всю планету или хотя бы отдельный город в ужасе невидимка бы точно не смог. Но был ли у него шанс в ту эпоху, сто с лишним лет назад?
Что ж, Уэллс мастерски описал все неудобства, с которыми пришлось бы столкнуться невидимому человеку. Он постоянно должен был бы мерзнуть, поскольку не мог бы носить одежду. Он оставлял бы следы на земле и асфальте во время снега или дождя. В дождь он вообще становился бы видимым, поскольку струи воды обрисовывали бы его силуэт.
Но еще одну, самую главную и даже фатальную для невидимки проблему писатель не учел. Дело в том, что невидимка оказался бы… слеп!
Попадались ли вам в детстве научно-популярные книги Якова Перельмана “Занимательная арифметика”, “Занимательная физика”, “Занимательная геометрия” и т.д.?
В советские годы они были практически настольными у каждого ребенка, мало-мальски интересующегося точными науками. В легкой и увлекательной форме там разбирались достаточно сложные задачки. Причем делалось это практически всегда на примерах из художественной литературы (или из истории).
Казус человека-невидимки у Перельмана тоже разобран очень наглядно, если можно себе позволить такой каламбур. За детальным изложением отправляем вас к его книгам, а здесь перескажем основные моменты.
Как устроено наше зрение? Световые лучи попадают в наш зрачок, потом преломляются, пройдя через хрусталик, а дальше проецируются на сетчатку. Именно сетчатка собирает всю необходимую для мозга информацию о том, что мы видим перед собой. Данные с сетчатки поступают в зрительный нерв, а дальше мозг производит их расшифровку и обработку.
Ключевой момент – сетчатка не может быть прозрачной, иначе свет свободно пройдет сквозь нее, не оставив никакой информации. А у человека невидимки она… правильно, прозрачная, как и все остальные органы!
Получается, он просто физически ничего не сможет видеть.
Для человека-невидимки быть слепым – это равносильно смерти. Его ведь и самого никто не замечает. Слишком мало шансов у него не попасть под колеса кареты, под копыта лошадей, не свалиться в какой-нибудь колодец или овраг и т.д. Опасности подстерегают на каждом углу.
Можно, конечно, одеться и взять палочку, все ощупывая перед собой. Но где тогда окажутся все планы Гриффина насчет мирового господства? Он превратится в обычного слепца.
С другой стороны, хорошо, что Герберт Уэллс не учел этот фактор. Ведь тогда он бы не написал своего классического романа, которым зачитывалось столько поколений!