Давайте почитаем эту книгу внимательно и беспристрастно.

Слово «Домострой» отягощено тяжелым шлейфом дурных ассоциаций. И ставят в вину этому сочинению главным образом наставление мужу о том, как правильно бить жену. Вот только нет там таких наставлений. Фрагмент, который приводят обычно в доказательство, совсем о другом.

Прежде чем перейти к этому моменту, скажем пару слов о том, что такое вообще «Домострой». Если говорить коротко, то это пособие по ведению домашнего хозяйства.

Причем в семейные отношения «Домострой», вопреки современному мнению, особо не лезет. Львиная его доля посвящена именно бытовым вопросам — что и как готовить, где хранить, где покупать. Поваров наставляют, как варить мед, ключников — как присматривать за рыбой и т.д. Плюс много внимания уделено вопросам религии.

Автором «Домостроя» считается протопоп Сильвестр, духовник Ивана Грозного. И имя Грозного, надо полагать, тоже отбросило мрачную тень на содержание этой книги в восприятии наших современников.

Ну а теперь давайте посмотрим, что же там с этим пресловутым поучением мужу, как правильно бить жену.

Цитируют следующий фрагмент:

«Ни за какую вину ни по уху, ни по лицу не бить, ни под сердце кулаком, ни пинком, ни посохом не колоть, ничем железным и деревянным не бить. Кто в сердцах так бьет или с кручины, многие беды от того случаются: слепота и глухота, и руку и ногу и палец вывихнет, наступают головные боли и боль зубная, а у беременных женщин и дети в утробе повреждаются. Плетью же, наказывая, осторожно бить, и разумно и больно, и страшно и здорово — если вина велика. За ослушание же и нерадение, — рубашку задрав, плеткой постегать, за руки держа и по вине смотря, да поучив попенять: «А и обиды бы не было, а и люди бы о том не слыхали, а и жалобы бы о том не было».

Жутко? Дико? Да, все так и есть. И оправдания в стиле «тогда так принято было, тут наоборот учат, чтобы били не сильно» всерьез принимать во внимание нельзя. Дикость она и есть дикость.

Вот только… это не про жену.

Давайте мы вам процитируем то, что обычно оставляют за скобками. То, с чего на самом деле начинается эта цитата.

«А слуг также, смотря по вине и по делу, наказать и посечь, а наказав, пожалеть; госпоже же за слуг заступаться при разбирательстве, тогда и слугам спокойней. Но если слову жены или сына, или дочери слуга не внимает, наставление отвергает, не слушается и не боится их, и не делает того, чему муж, отец или мать его учат, то плетью постегать, по вине смотря, да не перед людьми, наедине поучить, приговаривать и попенять, и простить, но никогда не обижаться друг на друга. Ни за какую вину ни по уху, ни по лицу не бить, ни под сердце кулаком, ни пинком, ни посохом не колоть, ничем железным и деревянным не бить…»

Ну и дальше продолжается уже знакомый вам фрагмент. Понимаете, о чем идет речь? Мужу советуют, как наказывать слуг за провинности. Жене — как заступаться за слуг. Если же слуги не исправляются, тогда в ход идет плетка…

Бить слуг плеткой — это тоже жестокость. Тем более, как мы знаем, простор для самодурства тут открыт неслыханный. Суда присяжных тут не предусмотрено, а вину барин может придумать любую, было бы желание. И тот факт, что слуг в указанную эпоху, да и гораздо позднее, били господа и в России, и в Англии, и во Франции (Д’Артаньян, например, изрядно поколачивал Планше), ничего не меняет.

Но при чем тут мифические побои жены?

Единственный фрагмент во всем «Домострое», который можно истолковать в духе призыва к мужу бить жену, звучит так:

«Если жена… всего не исполняет… и сама ничего из того не знает, и слуг не учит, должен муж жену свою наказывать, вразумлять ее страхом наедине, а наказав, простить и попенять, и нежно наставить, и поучить».

Спорный момент. Впрямую про рукоприкладство здесь не сказано. Каким было наказание — это, видимо, каждый понимал, что называется, в меру своей испорченности. Но в любом случае, ссылаться на «Домострой», который, дескать, оправдывал насилие над женой, это глупость. Даже там ничего такого оговорено не было.

Учил ли «Домострой» мужа, как правильно бить жену?: 2 комментария

  1. Говорится в Домострое о наказании жены. Слуг наказывала жена, на которой хозяйство, при помощи приказчика или кого-либо ещё. Сам хозяин слуг не наказывал, но давал указания. Да и провинность должна была быть очень серьезной. А вот жену он мог и главное должен был наказать именно сам, ибо это жена — едина плоть.

    1. Странная у вас манера писать комментарии, не прочитав статью. Потому что если бы вы прочитали последние три абзаца, то знали бы, что ни слова о побоях жены в «Домострое» нет. Как именно «наказывать», не уточняется. По сути, ваш коммент написан впустую, ибо он просто дублирует вывод, уже и без того сделанный в статье.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *