Простенький вопрос, который, однако, многих ставит в тупик. Попалось, например, недавно в интернете бурное возмущение одного родителя, которому его дочь, придя из школы, сообщила, что снеговик – одушевленный. Сколько всего заковыристого в адрес учительницы было высказано!

А между тем, ребенок прав. И его учительница тоже права.

Снеговик – это одушевленное существительное. Напомним, что к одушевленным существительным относятся не только названия людей и животных, но так же слова, обозначающие шахматные и карточные фигуры (ферзь, слон, король, валет, туз).

Мы ведь говорим: “Взял туза”, а не “Взял туз”.

Мало того, сюда нужно добавить еще и разные антропо- и зооморфные куклы и конструкции. Робот – это одушевленное существительное. Марионетка – одушевленное существительное. Снеговик – одушевленное существительное.

Мы говорим: “Я вижу робота”, а не “Я вижу робот”.

Со снеговиком та же история. Если бы тот самый родитель, которого мы упоминали выше, попытался просклонять снеговика по правилам неодушевленных существительных, то у него получилось бы: “Я слепил снеговик” вместо “Я слепил снеговика”. Ну и кто так говорит? Сам язык подсказывает, как правильно.

Подчеркнем элементарную вещь. Категория одушевленности в современном русском языке – это не идейное понятие. То есть не нужно искать душу у обозначаемого явления. Это просто грамматическая категория, определяющая окончание существительного в винительном падеже. У одушевленных оно совпадает с родительным падежом, у неодушевленных – с именительным.

Проще говоря, в винительном падеже одушевленные отвечают на вопрос “Кого?”, а не неодушевленные – на вопрос “Что?”.

Чтобы уж совсем расставить точки над “и”, добавим, что мертвецы и покойники тоже являются одушевленными. А вот труп – нет.

Кстати, бывают живые существа, которых можно склонять по типу неодушевленных. Об этом тоже полезно помнить. Например, креветки или устрицы допускают оба варианта.

Можно сказать: “Я ем креветки и устрицы”, а можно:”Я ем креветок и устриц”. В первом случае они получаются неодушевленными, во втором – одушевленными.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *