Все эти три слова сейчас в русском языке означают мужчин, которые ухаживают за женщинами. Но это не синонимы, у каждого из этих терминов так сказать своя специализация. Объединяет их то, что за каждым чувствуется некий негативный оттенок. А еще – все они пришли в нашу речь из художественной литературы.
Каждое из этих слов изначально – герой какого-либо произведения. Сами книги, в которых они обитали, уже давно и прочно забыты, а имена героев стали нарицательными и пишутся ныне с маленькой буквы.
Селадон
В XVII веке, во времена Людовика XIII, во Франции вышла книга писателя Оноре д’Юрфе “Астрея”. Это был типичный пасторальный роман про любовь пастуха Селадона и пастушки Астреи. Сюжет очень популярный для той эпохи, многократно обыгранный. Сама книга пользовалась огромным успехом на протяжении многих десятилетий.
В русской литературе имя Селадона сначала стало синонимом тоскующего возлюбленного. Но довольно быстро стало применяться в ироничном ключе. Селадонами стали звать престарелых кавалеров, безуспешно увивающихся за молоденькими красотками. Именно в таком значении это слово используется до сих пор.
Ловелас
А вот ловеласами сейчас зовут более удачливых ухажеров. Обычно у них на счету вереница побед над женскими сердцами. Ну и помимо различия в возрасте, ловелас отличается от селадона тем, что для него важна не какая-то конкретная особа, а сам процесс. Попросту говоря, это бабник.
Пришло к нам это слово из английского романа XVIII века Сэмюэля Ричардсона “Кларисса”. Там есть герой, которого зовут сэр Роберт Ловелас. Это такой прожженный волокита, нагло соблазняющий 16-летнюю заглавную героиню.
Альфонс
А вот слово альфонс в нашей речи стало использоваться уже в конце XIX века, довольно поздно. То есть, например, Гоголь или Лермонтов ничего бы не поняли, если бы вы с ними попытались толковать об альфонсах. Искать корни этого термина следует в пьесе Александра Дюма-сына “Господин Альфонс”, увидевшей свет в 1873 году.
Главный герой этого произведения находился на содержании у своей любовницы. И с тех самых пор именно так и зовут мужчин, которые живут за счет женщин. Причем не просто живут (мало ли какая ситуация может возникнуть), а обольщают их именно с этой целью.