Это очень интересный артефакт, очень спорный – над его прочтением бьются уже семьдесят с лишним лет. Хотя вроде бы все буквы разборчивы. Тут весь вопрос в интерпретациях.
Ну и сам возраст находки тоже добавляет пространства для дискуссий.
Обычно распространение письменности на Руси связывают с крещением. Кириллица, которой мы пользуемся, считается изобретением братьев-просветителей Кирилла и Мефодия. Хотя, если совсем честно, то изобрели они глаголицу, а кириллицу разработал один из учеников Кирилла – болгарский монах Климент Охридский.
Но эти частности не принципиальны. Важно, что кириллическая письменность на Русь прибыла в монашеском обозе. Она и придумана-то была изначально для того, чтобы для славян оказались доступны христианские тексты. Первые книги на кириллице – это переводы Священного Писания.
Однако под Смоленском в 1949 году на знаменитом Гнездовском раскопе был найден кувшин (почти целый) с любопытной надписью. Надпись эта была сделана совершенно явно кириллицей, при этом находка относится примерно к середине X века. То есть кириллический текст был нанесен на кувшин за несколько десятилетий до крещения Руси.
Текст этот очень небольшой. Всего одно слово. Выглядит это вот так:
Все буквы написаны четко, очень хорошо видны: ГОРОУХЩА.
Тут еще стоит учесть, что в древнерусском языке звук “У” передавался дифтонгом “ОУ” (потом от него просто отвалилось начальное “О”). Так что получается, что перед нами кувшин, подписанный загадочным словом “Горухща”.
Ну и что это за горухща такая?
Истории и лингвисты теряются в догадках. Возможно, речь идет о горчице. Знаете, как хозяйки на современных кухнях подписывают баночки, чтобы не забыть, что где хранится.
А возможно, имеется в виду, что в кувшине хранилось что-то горючее. Например, смесь для греческого огня. Интересный вариант, правда?
Еще часть исследователей предполагает, что это притяжательное прилагательное от имени владельца кувшина. Предположительно его могли звать Горуном, а текст тогда надо читать как Горунша. То есть принадлежащий Горуну.
Возможно, перед нами кувшин какого-нибудь купца, который прибыл из Моравии или с Балкан, где кириллица уже получила определенное распространение. Тогда он мог воспользоваться этим новым, но уже весьма удобным для славян алфавитом, чтобы подписать свою собственность.
В общем, очень интересный артефакт! Обсуждать его историки будут еще долго, это точно!