По большому счету практически во всех своих произведениях Булгаков с той или иной долей сарказма прошелся по разным явлениями советского быта. Даже в той же “Кабале святош”. Она, конечно, вообще к СССР и к современности не имеет отношения, поскольку повествует о Мольере. Но литературоведы находят там отсылки к актуальным для самого Булгакова проблемам взаимоотношения творца и окружающей его среды.
Однако в ряды злостных антисоветчиков и убежденных диссидентов Булгаков не попадает. Ни в “Мастере и Маргарите”, ни в “Собачьем сердце” ничего такого нет. Критиковать бюрократов, приспособленцев, подлецов, лицемеров, трусов и прочую братию – это обычное дело для классической русской литературы. А Булгаков, несомненно, классик.
Ну да, конечно, можно рассмотреть в Шарикове символ всего нового строя. Но точно ли Булгаков имел в виду именно это? А не просто демонстрировал, как легко разные хамы вооружаются советскими лозунгами, используя их в своих целях? В современном капиталистическом мире шариковых ничуть не меньше, просто у них теперь другие фразы на знаменах написаны.
Стопроцентно антисоветской, пожалуй, можно считать только повесть “Роковые яйца”. Она написана в аллегоричной манере, но настолько прозрачна, что удивляешься – как ее вообще напечатали? И тем не менее, повесть вышла в 1925 году в московском альманахе “Недра”.
В чем там смысл?
Рассказывается история про профессора Персикова, который изобрел особый красный луч. Этот луч позволяет ускорить развитие живых существ, подстегнуть эволюцию, увеличить их в размерах. Вот только изобретением воспользовались неправильно. Луч по ошибке направили не на куриные яйца, а на змеиные. В результате повылуплялись огромные рептилии (в повести говорится – “гады”), которые начали терроризировать всю округу.
Для Персикова заканчивается все фатально – на нем вымещает свой гнев и испуг толпа. Но с гадами все-таки удается справиться. Правда, не человеку, а силам природы – они замерзают, когда приходит зима.
Намеки недвусмысленны. Красный луч, подстегивающий эволюцию, это идеи коммунизма. Про расплодившихся под его влиянием огромных гадов пояснять не нужно. Пожалуй, ничего более антисоветского из-под пера Булгакова не выходило.
На публикацию обратили пристальное внимание. Ходят слухи, что весь тираж был изъят, хотя нам и не удалось найти подтверждение этого в серьезных источниках. Переиздавать повесть стали лишь в перестроечные времена.
Взят на заметку
Есть, кстати, свидетельство Сергея Ермолинского о том, что именно это произведение предопределило очень сложный литературный путь Булгакова в последующие годы. Ермолинский – это советский драматург и сценарист, близко знавший писателя. В 1940 году он попал под арест, а потом был отправлен в ссылку до 1943 года.
На допросе его спрашивали про “Роковые яйца” Булгакова – читал ли он, как отнесся, сообщил ли об их контрреволюционном содержании в соответствующие органы? Все это указано в протоколе. Есть там и следующая фраза Ермолинского:
“Булгаков говорил мне о том, что “Роковые яйца” сыграли резко отрицательную роль в его литературной судьбе, он стал рассматриваться как реакционный писатель”.
Почему Ермолинского вообще спрашивали про ту повесть? Потому что у него обнаружили подаренный Булгаковым экземпляр с личной подписью автора.