Великий аргентинский писатель Хорхе Луис Борхес потряс в свое время литературный мир, заявив, что существует всего четыре типа сюжетов. И в эти четыре книги укладывается абсолютно любая книга из тех, что существовали когда-то или появятся в будущем.

«Историй всего четыре. И сколько бы времени нам ни осталось, мы будем пересказывать их — в том или ином виде», — так завершается его экстремально короткое эссе под названием «Четыре цикла». Да и действительно, зачем расписывать лишнее!

Что ж, давайте посмотрим, как работает эта классификация в применении к хорошо знакомым нам произведениям. Но для начала напомним, какие именно типы выделяет Борхес:

  • История об осажденном городе, который штурмуют и обороняют (Пример: «Илиада»)
  • История о возвращении (Пример: «Одиссея»)
  • История о поиске (Пример: Аргонавты)
  • История о самоубийстве бога: (Пример: Христос)

Ну а теперь перейдем к нашему эксперименту. Будем брать какую-нибудь всемирно известную книгу и подставлять в эту матрицу. Оговоримся, что под одной обложкой могут сочетаться сразу несколько типов борхесовских сюжетов.

«Робинзон Крузо»

Пробуем классификацию сюжетов Борхеса на реальных книгах

В первой части книги у нас идет история о поиске — Крузо мотается по свету. Потом он терпит кораблекрушение и начинается история о возвращении. Ибо все 28 лет, проведенные на острове, это и есть затянувшееся возвращение. Он ведь не просто так смиренно там живет, он постоянно ищет возможности вернуться.

«Унесенные ветром»

Это фактически история об осажденном городе. Весь роман о том, как рушится старый мир, и о том, как людям приходится выживать на его руинах. По Борхесу, классический первый тип сюжета.

«Анна Каренина»

Хм, тут уже пример посложнее. На первый взгляд, ни один тип не подходит. Но на самом деле, это история о возвращении. Герои этого типа сюжета отвергнуты обществом (или выброшены из него по каким-то еще причинам) и ищут способы вернуться. Каренина становится изгоем в свете и весь роман — это попытка преодолеть отчуждение.

«Мастер и Маргарита»

Пробуем классификацию сюжетов Борхеса на реальных книгах

Центральный нерв книги — это драматическая история Мастера. Но тут он вовсе не пытается вернуться в отвергнувшее его общество. И даже не находится в поиске себя, что свело бы книгу ко второму сюжету. Герой фактически приносит себя в жертву ради высшей цели, так что это сюжет четвертого типа — о самоубийстве бога.

«Властелин колец»

Ну что ж, история первого типа тут во всей красе. Средиземью угрожает опасность, и герои пытаются этой опасности противостоять. Еще тут есть история третьего типа — о поиске. Это собственно сам поход Хранителей. Ну и христианские мотивы, особенно ближе к концу, звучат достаточно мощно, а про сравнение Фродо с Христом не сказал только ленивый. Значит, и четвертый тип в наличии.

В общем, такая вот система. Попробуйте сами в комментариях применить ее к вашим любимым книгам. Интересно, что получится!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *