Есть в русской литературе двадцатого века две поэмы с какими-то перекликающимися названиями. Одна озаглавлена “Поэма Начала”, другая – “Поэма Конца”. При этом ничего общего они на самом деле не имеют.
Там нет пересекающегося сюжета, нет совпадающих героев. И вообще они принадлежат перу совсем разных поэтов. Эти поэты, конечно, знали друг о друге, поскольку жили в одно время. Но они даже друзьями не были…
“Поэма Начала” (1921 год)
В последний год своей жизни (не предполагая, разумеется, что он последний) Николай Гумилев приступил к реализации грандиозного замысла.
Он всегда пребывал в убеждении, что поэты – высшие существа, которым единственным открыты и подвластны все тайны мира. И которые когда-то этим миром правили. Они словами заставляли двигаться горы и останавливали бег солнца.
В общем, всю эту первобытную поэтическую космогонию Гумилев и задумал описать в большой поэме, которую озаглавил как “Поэма Начала”. В 1921 году он написал ее первую песнь из 12 частей под названием “Дракон” и еще 3 части из второй песни. А дальше времени не хватило. Дальше был арест и расстрел.
Но даже сохранившегося фрагмента хватает, чтобы представить всю монументальность потенциальной поэмы. Начало нашего мира Гумилев рисует очень яркими и емкими мазками, слог его очень зрим и при этом певуч. Страшно жаль, что произведение это так и осталось недописанным.
“Поэма Конца” (1924 год)
Спустя три года Марина Цветаева, живущая в тот момент в Праге, создает свою “Поэму Конца” – эпическое полотно из 14 частей. Вся она – как стремительный полет мысли, читается на одном дыхании. Но в ее короткие и энергичные строчки втиснута целая философия, восходящая к Новому Завету.
“Поэму Конца” литературоведы сравнивают с восхождением Христа на Голгофу, приводят в доказательство множество евангелических образов из текста.
При этом ощущение рушащегося мира накрепко привязано к личным и даже интимным переживаниям умирающей любви. Разрыв отношений с любимым оказывается равнозначен вселенской катастрофе. Все очень по-цветаевски.
Являлось ли название поэмы Марины Цветаевой отсылкой к поэме Гумилева? Именно отсылкой – вряд ли. Тем не менее, категорически отрицать такую возможность не будем, поскольку за творчеством вождя акмеистов она следила весьма пристально, считая Гумилева одним из лучших поэтов эпохи.