Сейчас очень модно развенчивать героев и героинь советского кинематографа. Особенно героинь. То, что раньше вызывало восхищение и умиление, нынче рисуется слабостью глупостью, бесхребетностью и все в таком духе. Обличительный угар добрался и до одного из самых светлых образов советской культуры – прекрасной мечтательницы Ассоль, сказка которой вдруг стала явью.

На нее нападают. Ее свергают с пьедестала. Из нее делают никчемную пустышку, ждущую перспективного принца на белом “Мерседесе”, который посадит ее рядом с собой и умчит в роскошную даль – к яхтам и виллам.
Вредная книжка, делают вывод обличители. Забивает головы девушкам всякой дрянью, а потом они сидят сложив ручки и все ждут, когда их таких красивых разыщет капитан Грей. Что-то он задерживается сверх меры, часики-то тикают.
А потом неумолимо приближается ненавистный тридцатый день рождения и ждунья оказывается у разбитого корыта. Ничего не случилось, никто не приехал. А кто виноват? Правильно, Александр Грин! Заморочил девушкам голову своей писаниной!
Что можно сказать по этому поводу?
Если коротко, то всего лишь одну вещь: учитесь читать книги по-настоящему, а не просто скользить глазами по страницам, не вникая в сюжет и идею.
А если развернуто…
Давайте представим, что никакой мечты у нее не было? Неужели товарищи обличители полагают, что Ассоль бы тогда спокойно выскочила замуж и слилась с ровной массой обывателей? А вот этот отрывок из “Алых парусов” они помнят?
“Как женщина, она была непопулярна в Каперне, однако многие подозревали, хотя дико и смутно, что ей дано больше прочих — лишь на другом языке. Капернцы обожали плотных, тяжелых женщин с масляной кожей толстых икр и могучих рук; здесь ухаживали, ляпая по спине ладонью и толкаясь, как на базаре”.
Видите здесь ключевую фразу: “ей дано больше прочих”? Грин неоднократно подчеркивает в романе, что она отличается от прочих, потому что видит и любит иную сторону жизни. Как будто наделена не пятью, а шестью чувствами. Как будто она иностранка, случайно попавшая к аборигенам. Она может там выживать, но ей практически не о чем с ними говорить.
Давайте посмотрим повнимательнее на саму юную Ассоль и ее отца Лонгрена. Они живут в Каперне в атмосфере всеобщей враждебности и чуть ли даже не ненависти. Трактирщик Меннерс по личным мотивам настроил против этой семьи всю деревню еще в те времена, когда Ассоль была совсем крошкой.
Старик Эгль со своим предсказанием об алых парусах появился, когда девочке было восемь лет. Но в эти восемь лет она уже была изгоем. Ее уже отовсюду изгоняли, не брали в детские компании. Мечта о чудесном корабле позволила ей выстоять, не сдаться, не озлобиться.
Разве это похоже на историю пустышки, вбившей себе в голову, что на ней должен жениться олигарх? Да ничего общего! Тут нет ни грамма меркантильности. Это совсем про другое. Это история сильной духом девушки, которая во враждебном обществе умудрилась не растерять способность мечтать. Которая, вопреки всей окружающей реальности сохранила, доверие и любовь к этому миру. Редкое качество.
И именно в такую девушку – сильную, чистую и светлую – без памяти влюбился Грей. Влюбился настолько, что не остановился ни перед чем, чтобы исполнить ее мечту. Он ведь тоже не такой, как эти – из Каперны. Он одной крови, одной породы с Ассоль, он говорит на ее языке.
Вот о чем книга. О том, что нужно искать своих. Тех, с кем вы совпадете. И тогда станут возможными любые чудеса. И тогда их захочется совершать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *