В конце восьмидесятых и все девяностые годы чуть ли не из каждого утюга несся надрывный романс о белогвардейцах, покидающих Россию после проигранной Гражданской войны. Певец Александр Малинин выводил пронзительные куплеты о поручике и корнете, у которых под ногами горит земля:

Четвертые сутки пылают станицы,
Горит под ногами Донская земля.
Не падайте духом, поручик Голицын,
Корнет Оболенский, налейте вина.

Малинин не был ни автором, ни первым, ни даже вторым исполнителем этого романса. Вопрос об авторстве этой песне вообще очень сложен и до сих пор однозначно не решен. Обычно текст приписывается Михаилу Звездинскому, а мелодия вообще уходит в тридцатые годы.

Впрочем, мы об этой истории уже писали, поэтому повторяться не будем. Зайдем с другого ракурса и ответим на вопрос, который интересует многих. Далеко не все досконально разбираются в иерархии дореволюционных военных чинов, поэтому спрашивают – а кто собственно старше, корнет или поручик?

Здесь требуется некоторая преамбула.

В 1722 году, как известно, Петр Первый ввел “Табель о рангах”, установившую строгую систему гражданских, военных и придворных чинов (были еще горные чины, но это отдельная тема). Система эта продержалась вплоть до конца российской монархии, но она не была неизменной. Периодически в ней случались подвижки и нововведения.

Вот одна такая подвижка и произошла в 1884 году в ходе так называемой милютинской военной реформы. Ее автор – граф Дмитрий Милютин, военный министр Российской империи.

Перемен было немало, но мы коснемся только тех, что связаны с двумя чинами, вынесенными в заголовок сегодняшней статьи.

Итак, до 1884 года самым низшим званием в кавалерии был корнет. В пехоте ему соответствовал прапорщик, на флоте мичман, а “на гражданке” – коллежский регистратор. Поручик же был на два ранга выше и равнялся губернскому секретарю.

А после 1884 года корнета резко повысили, и теперь как раз он стал соответствовать губернскому секретарю. Но поручик тоже поднялся в табели.

В итоге на момент революции поручик опережал корнета на один ранг. Только надо еще учитывать, что корнет – это чисто кавалерийское звание. В пехоте ему был равен подпоручик.

Ну как, теперь взаимоотношения песенных Голицына и Оболенского стали более понятны? Кстати, обе фамилии относятся к древним княжеским родам, были внесены в XVII веке в Бархатную книгу. Только Голицыны считаются потомками Гедимина, а Оболенские – это Рюриковичи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *