Повесть Конан Дойля “Собака Баскервилей” по праву считается одним из лучших его произведений. Здесь есть все: мистическая история, запутанная интрига, мрачная атмосфера и гениальный сыщик, который все распутал. Сам писатель эту повесть не очень высоко ценил, впрочем, как и все свои рассказы о Шерлоке Холмсе, он считал свои исторические и приключенческие рассказы более заслуживающими внимания. Но читатели рассудили иначе.
Но самое странное, что, оказывается, Конан Дойля обвинили в том, что сюжет повести он украл у другого. И не только украл, но и убил настоящего автора, наверно, чтоб не делиться славой и гонораром. Чудовищное обвинение! Попробуем разобраться, что же было на самом деле.
История создания шедевра
Сам Конан Дойль не скрывал, что идею повести ему подсказали. Вопрос только в том, насколько существенной была эта подсказка.
Все началось с поездки на пароходе. В 1900 году Конан Дойль возвращался из Африки. Он участвовал в англо-бурской войне в качестве врача. На борту он познакомился с военным корреспондентом Флетчером Робинсоном. Знакомство перешло в дружбу. В следующем году друзья встретились в Норфолке и Робинсон рассказал Дойлю какие-то местные легенды об адских собаках, страшном проклятии и нечестивом эсквайре, которого утащили в преисподнюю.
Вот из этих разговоров и возник замысел нового, мистического произведения. Причем произведение должно было быть написано в соавторстве, что Конан Дойль и не скрывал. Своей матери он так прямо и написал: “Тут, в Норфолке, со мной Флетчер Робинсон, и мы собираемся вместе сделать небольшую книжицу под названием “Собака Баскервилей” – такую, что у читателя волосы дыбом встанут!”
Затем Робинсон пригласил Дойля поездить по Норфолку и погостить у его родственников, чтобы проникнуться духом местности и запастись материалом для книги. Кстати, кучером Робинсона был Баскервиль, который и «подарил» Дойлю свою фамилию.
Вдвоем они путешествовали по Дартмуру, отмечая места, где будут происходить события книги. В письме к матери Дойль так и написал: “Мы с Робинсоном лазаем по болотам, собирая материал для нашей книги о Шерлоке Холмсе. Думаю, книжка получится блистательная. По сути дела, почти половину я уже настрочил. Холмс получился во всей красе, а драматизмом идеи книги я всецело обязан Робинсону”.
Потом Конан Дойль написал своему издателю, что задумал новую повесть в соавторстве, уточнил гонорар и размеры для каждого соавтора, потребовал, чтобы имя Робинсона было на обложке рядом с его. Все это правильно и логично, если книгу пишут соавторы. Но вот далее началось нечто странное.
В 1901 году повесть начала выходить в журнале, а вот имени Робинсона как соавтора отсутствовало. Автором был только сам Конан Дойль, имя Робинсона упоминалось только на титульном листе в посвящении.
Да, о нем не забыли совершенно: “Появление этой истории стало возможным благодаря моему другу, мистеру Флетчеру Робинсону, который помог мне придумать сюжет и подсказал реалии. А.К-Д.”. Но это уже не соавторство и не разделенная слава, а также гонорар. Видимо, никаких денег Робинсон уже не получил…
История вышла некрасивая. О роли Робинсона знали многие и неудивительно, что поползли нехорошие слухи. Писателя обвиняли не только в плагиате, говорили, что часть текста вообще написана самим Робинсоном. Видимо, не забыв эти слухи, Конан Дойль через несколько десятилетий в предисловии к романам о Шерлоке Холмсе подчеркнул, что хотя идея и принадлежала Робинсону, вся работа над книгой полностью его, Конан Дойля. Мало того, после скоропостижной смерти Робинсона заговорили о том, что Конан Дойль его отравил, то ли сам, то ли с помощью жены Робинсона. Чтобы не делиться славой…
В 1955 году уже совсем старый Баскервиль снова обвинил теперь уже покойного писателя в плагиате. На защиту отца встал его сын.
Сохранились многочисленные черновики повести, так что вряд ли ее писал малоизвестный журналист Робинсон.
Елена Жаворонкова, специально для сайта «Литинтерес»