Последнее десятилетие существования Советского Союза было наполнено ожиданием неотвратимых перемен. Кого-то они пугали, кого-то радовали, но факт в том, что их приближение ощущали все. Если в семидесятые годы главным лейтмотивом была железобетонная уверенность, что все спокойно и все стабильно, то теперь общий поезд отошел от вокзала и начал набирать ход, повинуясь какому-то неясному пока, но непобедимому зову.

Этот далекий зов нашел свое отражение в музыкальной культуре позднего СССР. Не случайно в восьмидесятые годы появились сразу три популярные песни про зовущие голоса.

«Прекрасное далеко» (1985)

Многим тогда верилось, что страна находится на пороге решительного перехода на новый уровень. К настоящему коммунизму, если хотите. Тому, что был описан в книгах Ефремова или Кира Булычева. И символом этих чаяний стала пронзительная песня «Прекрасное далеко», прозвучавшая в многосерийном фильме «Гостья из будущего».

Слышу голос из прекрасного далека,
Голос утренний в серебряной росе,
Слышу голос, и манящая дорога
Кружит голову, как в детстве карусель.

Сердце замирает, когда ее переслушиваешь. Замирает от чистоты ее слов и особенно от несбывшихся надежд. А ведь просили уже тогда: «Прекрасное далеко, не будь ко мне жестоко!» Было смутное подозрение, что что-то может пойти не так!

«На заре» (1987)

Всего через пару лет группа «Альянс» записала еще одну песню про зов к чему-то прекрасному и светлому. Тоже пронзительную, тоже наивную, тоже бессмертную. Даже в тексте есть какая-то перекличка.

Долгий век моей звезды,
Сонный блеск земной росы,
Громкий смех и райский мед
В небесах.

На заре
Голоса зовут меня…

Два года идет перестройка, страна полна надежд. Дальний манящий зов все сильнее и все настойчивее. Теперь это уже не один голос, а сразу много незримых голосов. Но пока все-таки еще верится, что они желают только добра.

«Голоса» (1988)

Песни восьмидесятых про зовущие голоса. От светлого наива к мрачному пророчеству

А еще через год свердловская рок-группа «Апрельский марш» приглашает певицу Настю Полеву записать песню «Голоса». Именно в ее исполнении она завоевывает популярность по всему андеграундному Союзу. Сейчас этот хит основательно подзабылся, но знатоки советского рока уже догадались, о какой песне идет речь:

Наш водоем темней всех рек, озер и морей.
Где правят голоса, бывает мало людей.
Нам тихий разговор понять поможет быстрей,
Что сотворили мы с короткой жизнью своей.

Ты знаешь, в чем дело,
Слышишь голоса.
Не бойся, ты смелый,
Это были голоса.

Здесь уже нет никаких иллюзий. Голоса тянут отнюдь не в небеса, а в тихий омут, где сами знаете кто водится. Зовут на дно, откуда уже не выбраться. И смелость теперь уже не в том, чтобы идти куда-то легко и беспечно на манящий зов. Смелость — это твердо знать, с чем имеешь дело. Знать, чтобы иметь возможность двигаться своим собственным путем.

Но этот голос уже никто не услышал. Вернее, услышал, но так и не разобрал, о чем он говорит.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.