Это очень странно и необъяснимо, но есть в русской классической литературе одна постоянная закономерность – отечественные писатели и поэты образуют устойчивые пары. Причем всегда это пары однополые.
Нет, речь не идет о брачных или любовных союзах. Смысл в другом – в каждую эпоху в России почему-то возникают сразу по два литератора с выдающимся талантом, которые при этом являются конкурентами, соперниками и чуть ли не антонимами друг другу.
Они обычно схожи во многих вещах и, грубо говоря, работают на одном поле. Но творческие установки заставляют их подходить к одним и тем же вопросам с кардинально разным инструментарием. И это противостояние часто ощущается ими обоими.
Думаете, мы преувеличиваем? Ничуть. Просто попробуйте сами на ассоциативном уровне подобрать пару Пушкину, Тютчеву, Толстому… Не правда ли, всегда рядом возникает какое-то одно совершенно определенное имя?
Интересно, что на читательском уровне мы это “единство и борьбу противоположностей” очень четко ощущаем и обычно прекрасно знаем, кому из двоих отдаем приоритет.
Но хватит рассуждений. Вы ждете примеров? Вот они:
Пушкин и Лермонтов
Два наших главных поэта эпохи Золотого века. Если Пушкин – солнце русской поэзии, то Лермонтов – определенно луна. Читатели обычно четко делятся на две примерно равные половины – те, кто любит светлого и звонкого Александра Сергеевича, и те, кто отдает предпочтение сумрачному и едкому Михаилу Юрьевичу.
Толстой и Достоевский
Еще две равновеликие фигуры в пантеоне русских классиков. На вопрос “Кто величайший писатель России (и даже мира)?” есть два ответа. Одни говорят – конечно, автор “Анны Карениной”. Другие безапелляционно кивают – автор “Идиота”.
Тютчев и Фет
Тоже Золотой век русской поэзии, но как бы вторая ступенька пьедестала. И на ней теснятся только двое. И тоже, как в случае с Пушкиным и Лермонтовым, один из них светлый, лучистый, искристый, а другой – ночной и мрачный. Вы же поняли, кто есть кто, правда?
Блок и Гумилев
Эта парочка поделила между собой звание главных поэтов Серебряного века. Оба в свое время были кумирами читающей России, оба добрались к концу жизни до должности председателя Петроградского отделения Союза поэтов. Оба закончили свой путь в августе 1921 года. Об их соперничестве знала вся литературная тусовка страны.
Ахматова и Цветаева
Единственная женская пара в нашем списке. Как обычно, читатели делятся на тех, кто без ума от страстной и хлещущей через край Марины Ивановны, и тех, кому ближе строгий классицизм Анны Андреевны.
Маяковский и Есенин
В начале уже советской эпохи не было более значимых поэтов, чем эти двое. Оба поделили между собой читателей 20-х годов. Оба заговорили с ними на совершенно новом языке. Надо ли говорить о том, как оба закончили свою жизнь?
Евтушенко и Вознесенский
Главная пара шестидесятников. Очень похожи и очень различны. Вместе творили, вместе выступали, и трудно сказать, кто был более популярен тогда. Оба балансировали на самом гребне волны. Соперничали страшным образом.
Распутин и Астафьев
Два наших великих писателя-деревенщика. Как ни крути, а Белов или Можаев, Залыгин или Абрамов при всем своем таланте находятся в тени этих двух глыб. Тоже признавали масштаб друг друга, тоже ссорились и мирились.
Кстати, о многом говорит тот факт, что все картинки к этому посту были найдены в интернете за пару минут. Нам не пришлось ничего специально вырезать и склеивать. Не мы одни заметили эту удивительную тенденцию
А вы как думаете, кто еще в нашей литературе составляет пару? Приводите свои примеры.