В конце XIX века в европейском литературоведении грянула сенсация. На Кипре отыскались ранее неизвестные античные стихи — очень фривольные, слегка напоминающие поэзию знаменитой Сафо. Автором новооткрытых строк была греческая куртизанка по имени Билитис, подруга и ученица Сафо.

Обо всем этом было сказано в предисловии сборника «Песни Билитис», который вышел в свет в Париже в 1894 году. Составитель сборника, поэт и переводчик с греческого на французский Пьер Луис очень живо описал, как строки прекрасной гречанки были обнаружены на стенах одной из гробниц на Кипре. Плюс рассказал разные подробности биографии Билитис.

«Билитис родилась в IV в. до н. э. на востоке Памфилии, в горном городке на берегу Меласа. Это была печальная страна, окруженная горами Торос с густыми лесами на них. Здесь, в горах, реки начинались в скалах, в вышине покоились большие соленые озера, а равнины были наполнены тишиной. Дочь финикийки и грека, она, по-видимому, не знала своего отца. Возможно, он умер до ее рождения. Мало объяснимо ее финикийское имя, которое могла ей дать только мать».

Песни Билитис. Предисловие

В возрасте 16 лет Билитис перебирается на Лесбос, где знакомится с Сафо. Прославленная античная поэтесса учит ее тонкому искусству стихосложения, а возможно и не только ему. Порядка десяти лет Билитис провела на острове. Около ее 30 стихотворений этого периода посвящены отношениям с девушкой по имени Мназидика. После разрыва с ней гречанка покидает Лесбос.

«Когда же Билитис поняла, что ничто более не удерживает ее в Митиленах, она переселилась на Кипр, где стала куртизанкой. В то время ими становились девушки самых знатных семей. Они поклонялись Афродите и пользовались уважением горожан. Билитис провела, по-видимому, на Кипре счастливую жизнь и прекратила петь, как она сама повествует об этом, в день, когда перестала быть любимой. В старости она пела для себя, и тогда-то, очевидно, и были написаны ее песни о жизни в Памфилии».

Песни Билитис. Предисловие

Все эти факты Пьер Луис излагал, ссылаясь на немецкого археолога Г. Хайма.

Тематика стихов античной куртизанки была еще более чувственной, чем у Сафо. И даже, скажем так, еще более… Как бы так выразиться, чтобы не получить ограничение на статью? В общем, Билитис на все лады воспевала радости женской любви, не нуждающейся в мужском дополнении.

Публика была поражена. Публика прониклась. И неудивительно — ведь вне зависимости от тематики ее взору представили целых 143 новых античных произведения. Это было настоящее пиршество для всех мало-мальски причастных к миру искусства.

Неудивительно, что по мотивам текстов Билитис тут же начали создаваться новые произведения. Блистательный французский композитор Клод Дебюсси написал музыку к трем стихотворениям: «Флейта Пана», «Волосы», «Могила наяд». Художники наперебой стали рисовать иллюстрации к стихам Билитис.

Самое странное, что ни у кого вообще не возникло никаких подозрений. Шли годы, а слава куртизанки Билитис все росла. И наконец не выдержал сам Пьер Луис. Он объявил всему миру — ничего не было, все стихи написал я сам!

Да. это все оказалось грандиозной литературной мистификацией. Включая почтенного немецкого археолога Г. Хайма (G. Heim), в имени которого была зашифрована подсказка — намек на слово Geheimnis, которое переводится как «секрет».

Никаких последствий для репутации самого автора это признание не имело. Его новые произведения на античную тематику пользовались большим успехом. А про саму Билитис до сих пор периодически продолжают писать так, как будто она действительно существовала.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *