У каждого народа существуют исторические мифы, посвященные легендарным личностям прошлого. Чем древнее легенда, тем больший вес имеет она в глазах народа. Всегда же можно сказать не только самим себе, но и соседям: вот, посмотрите, когда вы еще в шкурах по лесам бегали, у нас уже было развитое государство, просвещенный правитель и самые современные законы.

Для такой благой цели исследователи и ученые увлеченно разбирают исторические хроники, предания и легенды. Вот только в поисках подтверждения своего прошлого величия, недобросовестные люди притягивают факты за уши, а иногда идут на прямой подлог.

Вот именно такая история и произошла с легендарной чешской княгиней Либуше. Впрочем, Либуше – это немецкое звучание имени, по-русски скорее будет Любушка.

История легенды

Предание о Либуше — одна из самых красивых страниц чешского эпоса.

О Либуше написал известный древний чешский хронист Козьма Пражский. Рукопись датируется 12 веком. По этой хронике одним из первых чешских князей, а, может быть, самым первым был Крок. У него имелось три дочери: Кази – врачевательница и прорицательница, Тэтка – жрица культа духов и Либуше, самая мудрая из сестер. После смерти Крока именно Либуше избрали вождем племени.

Правила она мудро, но мужчины все равно были недовольны вождем-женщиной и требовали вождя-мужчину. Либуше согласилась выйти замуж за подходящего кандидата. Кандидата выбирали оригинально: к нему должен был привести либушин конь. Избранником оказался простой крестьянин Пржемысл. С него и пошла чешская династия королей Пржемысловичей.

По легенде Либуше еще и предсказала, как будет называться будущая чешская столица – Прага.

Пожалуй, назвать эти сведения исторически достоверными довольно сложно. Скорее, это просто красивая легенда, возможно, так отразились в преданиях какие-то исторические события.

Согласитесь, выбирать мужа с помощью коня – как-то не по-княжески, не похоже на исторический факт. К тому же отец Либуше, Крок, по преданиям основал один из самых древних городов. При этом основатель также древнего польского города, Кракова, звался князь Крак. Очень похожие имена, похожие легенды…

Про княгиню Либуше имеется и другой документ, знаменитая Зеленогорскую рукопись датировали рубежом XVIII и IX веков. В 1818 году рукопись попала в руки бургграфа Ф. Коловрата, который собирал редкости для национального музея в Праге. И сразу же стала сенсацией.

Либушин суд

Зеленогорскую рукопись, или Либушин суд, посчитали самым древним славянским эпосом. Естественно, это было весомым историческим аргументом для набирающего силу чешского самосознания того времени.

В поэме о Либуше рассказывается, как она созывает суд, чтобы рассмотреть тяжбу братьев по поводу наследства. Поэма прекрасная, познавательная, но с одним существенным недостатком – она фальшивая.

Рукопись признали подделкой практически сразу. Нестыковки были заметны уже тогда. Например, знаменитые слова одного из персонажей «Не следует нам искать правду у немцев» — это явный анахронизм. Речь идет о праве наследования старшим сыном, а у самих немцев, на которых ссылается автор рукописи, такой обычай появился только в XIV веке.

Библиотекарем национального музея в Праге, куда таинственным образом попала рукопись, был знаменитый исследователь и просветитель Вацлав Ганка. Тот самый, которого впоследствии разоблачили как фальсификатора Краледворской рукописи.

Несмотря на то, что Зеленогорскую рукопись давно признали фальшивкой, в Чехии и сейчас много сторонников ее подлинности. Уж очень красочная эта легенда. Она вдохновила многих писателей, а известный композитор Сметана создал оперу «Либуше». Скульптура «Либуше и Пржемысл» и сейчас находится в Вышеграде.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.