Мы вот все время говорим про длиннобородого старика, вынырнувшего из распечатанного кувшина, что он джинн. А какой именно джинн? С каким конкретно персонажем из арабской мифологии довелось свести знакомство советскому школьнику Вольке ибн Алеша?
Дело в том, что джиннов в арабских легендах насчитывается целых четыре категории. А может быть, даже пять. Смотрите, есть ифриты, есть мариды, есть силаты, и есть гули. К гулям присоединяются еще кутрубы – это почти то же самое.
Все эти товарищи серьезно отличаются друг от друга. Больше всего на слуху, пожалуй, ифриты. Их еще часто называют огненными демонами. Они и правда, по арабским поверьям, происходят из пламени, поэтому у них красные глаза. Очень злобные создания, которые ждут любого повода, чтобы навредить человеку.
Гули, в общем-то, тоже достаточно известны и тоже весьма недружелюбны к людям. Истинный их облик просто отвратителен, кожа имеет синеватый оттенок. Но они часто оборачиваются женщинами и заманивают мужчин на кладбища, где и обитают. Умолчим о том, что они потом делают со своими жертвами. Наберите в интернете слово “гуль” и посмотрите сами. А лучше не смотрите, спокойнее спать будете.
Кутрубы – это то же самое, что гули, только они оборачиваются мужчинами и соответственно охотятся на женский пол.
Мариды и силаты – это, пожалуй, самые добрые из всех разновидностей джиннов. Совсем уж ангелочками их тоже не назовешь, но по крайней мере они способны общаться с человеком, не впадая в неконтролируемую ярость. Они очень похожи, но силаты довольно слабенькие. А вот мариды – это могучие духи.
Именно маридов периодически заключали в разные предметы, чтобы потом поставить себе на службу. В лампы, например, или в перстни всякие. В кувшины тоже.
Понимаете, к чему мы ведем?
Да, старик Хоттабыч это практически стопроцентный марид. Кстати, он и выглядит именно так, как рисуют типичных маридов: белые одежды, длинная седая борода.
Более того, именно так на самом деле должен был бы выглядеть и тот джинн, что встречается нам в сказке про Аладдина. Но там иллюстраторы явно не вникали в тонкости арабской мифологии. Диснеевские художники вообще умудрились нарисовать его синим, как какого-то… гуля!