Песня «Город золотой» в творчестве «Аквариума» и лично Бориса Гребенщикова считается самой узнаваемой и самой популярной. Практически визитная карточка музыканта. В списке лучшей сотни песен русского рока XX века занимает третье место.

Однако у нее много подвохов.

В принципе, никогда и не скрывалось, что музыку БГ позаимствовал с пластинки «Лютневая музыка XVI–XVII веков», выпущенной фирмой мелодия в 1972 году. Первая же песня там была озаглавлена как «Сюита для лютни: канцона и танец», а автором указан Франческо Канова да Милана — итальянский композитор XVI века. Если вы включите ее, то сразу услышите знакомый мотив.

Лишь спустя десятилетия выяснилось, что это была мистификация — такой композиции у да Милано никогда не существовало. Есть версия, что истинный автор мелодии советский гитарист и лютнист Владимир Вавилов.

Но оставим музыку в стороне и перейдем к тексту.

Как ни странно, но и здесь БГ оказывается не при делах. Стихотворение, положенное на композицию Вавилова, принадлежит советскому поэту Анри Волохонскому. Написано оно было в ноябре 1972 года и носило название «Рай». От канонического текста песни оно отличается только одним словом — начинается словом «Над», а не «Под».

То есть над небом голубым, а не под ним. И это не случайно — речь ведь идет о рае.

Соединил текст и музыку тоже вовсе не БГ. Здесь пальма первенства у Алексея Хвостенко, друга Анри Волохонского.

Кстати, не стоит кидать камни в огород Гребенщикова. В марте 1984 года, впервые исполняя эту песню — чужие стихи на чужую мелодию, — он честно сказал, что не знает, кто написал ее. Просто она ему понравилась.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *