В советское время снимались порой немного безумные, но очень яркие и творческие мультфильмы, которые с тех пор десятилетия не уходят из народной памяти.
Что вы скажете, например, про “Пластилиновую ворону”?
Придет ли сейчас какому-нибудь режиссеру снять мультфильм просто по одной песенке, да еще и не в 3D-формате, а с пластилиновыми фигурками? Если даже придет, то получится чисто фестивальный арт-хаус. А тут – совершенно народный хит на все времена.
История создания этого мультфильма тесно связана с историей написания самого текста. Собственно одного бы не было без другого.
Получилось все следующим образом.
У знаменитого детского писателя Эдуарда Успенского было такое стихотворение:
Историю серьезную,
А, может, не серьезную,
А, может, просто сказку
Я расскажу сейчас.
Однажды было это…
А может, и не это,
А может, не однажды,
А десять тысяч раз.
В одном старинном парке,
А может, и не в парке,
А может, в зоопарке
С родителями жил
Один смешной слоненок,
А, может, поросенок,
а может, крокодил…
И режиссер Александр Татарский так им восхитился, что захотел экранизировать. Причем в пластилине. Чтобы все эти “а может” тут же демонстрировались превращением одной фигурки в другую.
Он приехал к Успенскому, рассказал о своей идее и… с удивлением и огорчением узнал, что это стихотворение уже легло в основу мультфильма. Его снял лет пять назад Борис Ардов. Назывался мультик “Слоно-дило-сенок”.
Задумка провалилась. Татарский повздыхал, но делать было нечего. Успенский развел руками и уехал на дачу.
И вдруг через несколько дней Эдуард Успенский приехал к нему и привез бумажку с каким-то текстом. Оказалось, что писатель решил в таком же стиле изложить басню Крылова о вороне и лисице. Так получилось то, что мы сегодня знаем как песню о пластилиновой вороне.
Татарский потом, когда рассказывал журналистам эту историю, подчеркивал, что бумажка была мятая, как будто Успенский писал ее в электричке.
Вот уж взаправду – когда бы вы знали…