Помните нелепый спор о том, с какого конца разбивать яйца? Он имеет подоплеку
Знаменитый роман Джонатана Свифта о путешествиях Гулливера лишь в наше время стал восприниматься как увлекательная сказочная авантюрная история. Практически какое-то фэнтези или как минимум приключенческий роман.
Современники-то прекрасно понимали, что из-под пера Свифта вышла остроактуальная социальная и политическая сатира на совершенно конкретные явления английской жизни XVIII века ( а в четвертой части уже на все человечество).
Так, страна Лилипутов, в которую попал Гулливер в первом своем путешествии, дотошно срисована именно с Англии, а империя Блефуску, с которой враждуют лилипуты, с Франции. Даже конкретные персонажи, с которыми сталкивается Гулливер, совершенно однозначно имеют прототипы, легко узнаваемые современниками.
Для того, чтобы подробно разобрать все отсылки, не хватит никакого места. Люди по этому поводу пишут длиннющие диссертации. Поэтому остановимся лишь на одном из самых известных и расхожих моментов – споре остроконечников с тупоконечниками.
Кратко напомним суть эпизода. Гулливеру рассказывают, что в Лилипутии закон повелевает: скорлупу яиц следует разбивать с острого конца, для чего есть очень веские основания. С теми, кто придерживается иного мнения, нещадно воюют.
Расшифровывается эта несложная аллегория следующим образом.
Еще в XVI веке Англия откололась от католической церкви, приняв свою версию протестантизма – она называется англиканство. Однако католики долгое время сохраняли серьезные позиции в обществе и даже несколько раз брали реванш, возвращаясь к власти.
На начало XVIII века (ко времени действия романа) Британские острова были в основном протестантскими – католичество выжигали огнем и мечом, пролилось много крови. Кстати, кое-где в Соединенном Королевстве до сегодняшнего дня католики и протестанты убивают друг друга – речь идет об Ольстере.
Под остроконечниками и тупоконечниками писатель подразумевал именно протестантов и католиков. Сам он крайне отрицательно относился к любой церкви, так что показал таким образом всю бессмысленность подобной религиозной вражды.