Есть вещи, которые намертво врезаются в сознание только потому, что были прочитаны или услышаны еще в раннем детстве.

С первого класса школьникам объясняют, что в далекой древности наши предки создали государство под названием Киевская Русь. Именно там правил Вещий Олег, именно оттуда в победоносный поход на Хазарию отправился князь Святослав. Именно Киевскую Русь крестил равноапостольный князь Владимир. И именно там жили русские богатыри — Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович…

Так — да не совсем. Все эти достойные персонажи очень удивились бы, узнав, что живут в некой Киевской Руси. Что такое Русь — им было прекрасно известно. Это их любимый край, Родина. Но никакой приставки «Киевская» у названия этой страны никогда не было.

Более того, ничего ни о какой «Киевской Руси» не слыхивали и многочисленные иностранные современники, оставившие записки, летописи и хроники. А среди них были греки, арабы, франки, германцы.

Везде обширная страна на востоке Европы фигурировала просто под именем Русь или разными его вариантами, в зависимости от особенностей произношения автора заметок.

Откуда же тогда взялся этот привычный нам термин «Киевская Русь»? Его придумали ученые XIX века — чуть больше сотни лет назад для уточнения периодизации в истории страны. До революции им пользовались редко, но в советское время термин был сочтен наиболее удобным и попал во все учебники.

А дальше все уже и забыли о том, что название «Киевская Русь » — это просто условный термин. Здесь есть своя опасность, потому что, свято уверовав в то, что страна именовалась Киевской, некоторые пытаются делать далеко идущие выводы.

Так, глава непризнанной, но официально поддерживаемой нынешним украинским режимом раскольничьей церкви «Киевский патриархат» Филарет заявляет по поводу крещения Руси следующее:

— Этот праздник наш, украинский. И нужно это осознавать, потому что речь идет о крещении Киевской Руси, не Московской.

Наглядный пример, как далеко может завести подмена понятий.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.