
Есть вещи, которые намертво врезаются в сознание только потому, что были прочитаны или услышаны еще в раннем детстве.
С первого класса школьникам объясняют, что в далекой древности наши предки создали государство под названием Киевская Русь. Именно там правил Вещий Олег, именно оттуда в победоносный поход на Хазарию отправился князь Святослав. Именно Киевскую Русь крестил равноапостольный князь Владимир. И именно там жили русские богатыри – Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович…
Так – да не совсем. Все эти достойные персонажи очень удивились бы, узнав, что живут в некой Киевской Руси. Что такое Русь – им было прекрасно известно. Это их любимый край, Родина. Но никакой приставки “Киевская” у названия этой страны никогда не было.
Более того, ничего ни о какой “Киевской Руси” не слыхивали и многочисленные иностранные современники, оставившие записки, летописи и хроники. А среди них были греки, арабы, франки, германцы.
Везде обширная страна на востоке Европы фигурировала просто под именем Русь или разными его вариантами, в зависимости от особенностей произношения автора заметок.
Откуда же тогда взялся этот привычный нам термин “Киевская Русь”? Его придумали ученые XIX века – чуть больше сотни лет назад для уточнения периодизации в истории страны. До революции им пользовались редко, но в советское время термин был сочтен наиболее удобным и попал во все учебники.
А дальше все уже и забыли о том, что название “Киевская Русь ” – это просто условный термин. Здесь есть своя опасность, потому что, свято уверовав в то, что страна именовалась Киевской, некоторые пытаются делать далеко идущие выводы.
Так, глава непризнанной, но официально поддерживаемой нынешним украинским режимом раскольничьей церкви “Киевский патриархат” Филарет заявляет по поводу крещения Руси следующее:
– Этот праздник наш, украинский. И нужно это осознавать, потому что речь идет о крещении Киевской Руси, не Московской.
Наглядный пример, как далеко может завести подмена понятий.