Фантастический цикл о приключениях девочки из будущего Алисы Селезневой, созданный Киром Булычевым, пользовался огромным успехом не только у детей, но и у взрослых. Особенно после того, как на экраны вышел пятисерийный фильм “Гостья из будущего” по повести “Сто лет тому вперед”, входящий в цикл про Алису.

Кем бы стала взрослая Алиса Селезнева?

В книгах описываются приключения, выпавшие на долю Алисы, которых с лихвой хватило бы на десяток героев. Она успела побывать на разных отдаленных планетах, под землей, в далеком и недалеком прошлом и даже в Атлантиде.

И все эти приключения уложились в несколько лет, потому как в самом начале цикла Алиса – еще дошкольница, затем она растет и серия останавливается на возрасте примерно в 12 лет. По книгам она не стала старше, на ее подростковом возрасте описание и заканчивается.

Цикл задумывался как детский, и неизвестно, планировал ли автор когда-нибудь делать свою героиню старше. Получалось странно, цикл расширялся, приключения множились, а героине все время не больше 12! Как тут уложить все в пару лет? Никак, разве что изобретать какое-нибудь “растянутое” время. Впрочем, однажды Алиса провернула такой фокус, она отправилась в прошлое, в сказочное время, пережила множество приключений (как обычно), а вернулась чуть ли не в тот же самый момент.

Конечно, тянуть сериал до бесконечности, накручивая события, но не давая героине повзрослеть, невозможно. Нужно было что-то решать. Может быть, писатель просто закончил бы эту серию или действительно описал взрослую Алису, но тут началась перестройка, настал рынок и 90-е годы. Перемены в жизни общества принесли огромные перемены и в литературе.

Булычев явно посчитал, что к современному книжному рынку детский цикл не очень-то подходит. Тут востребовано что-то взрослое, с погонями, “взрослыми отношениями” и тому подобным.

Он очень чутко уловил новые веяния и подстроился под них. Теперь в его романах и рассказах появилось насилие, жестокость, сeкс и т.д. Все в духе того времени. Конечно, мир Алисы и она сама в такую схему не вписывались, надо было что-то изобретать иное.

И тогда писатель начал новый цикл. Как он сам говорил в интервью, это “попытка сделать повзрослевшую Алису”. Только романы уже были не об Алисе Селезневой, а о другом персонаже – Коре Орват, агенте 003 из ИнтерГалактической полиции.

Она умна, бесстрашна, образованна и тренированна. Всегда готова рисковать, умеет оставить противника в дураках и пользуется нестандартными приемами. Всеми этими чертами Кора очень напоминает Алису, ее повзрослевший вариант.

В нескольких произведениях Кора и Алиса работают вместе. И Алиса даже считает Кору образцом для подражания и хочет вырасти похожей на нее. Вот примерно так Булычев и представлял свою героиню.

Но цикл про Кору явно слабее приключений Алисы. Героиня нередко выглядит пошлой, совершает глупости, если не гадости. Тонкий булычевский юмор становится натужным, иронию заменяет сарказм.

Мир, в котором она действует, совсем иной, жесткий, даже жестокий. Примерно такой, как в зарубежных фантастических образцах.

Почему Булычев не написал продолжение приключений Алисы – неизвестно. Возможно, если бы не умер в 2003 году, то когда-нибудь и написал бы. А так – мы имеем Кору Орват, как некий “заменитель” Алисы.

Елена Жаворонкова, специально для сайта “Литинтерес”

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.