Возвышенный и одухотворенный Александр Блок, пишущий стихи о Прекрасной Даме и витающий в небесных сферах. Таким нам представляется обычно образ одного из самых известных русских поэтов Серебряного века. И тут вдруг должность чекиста во Временном правительстве после Февральской революции. Не вяжется?

История удивительная штука, в ней бывают самые немыслимые повороты. Да, Александр Блок действительно вошел в состав Чрезвычайной следственной комиссии, созданной после свержения монархии во Временном правительстве обновленной России.

На эту комиссию была возложена задача добыть доказательства преступной деятельности чиновников и министров предыдущего режима. Видных деятелей правительства и различных знатных сановников тягали на допросы в Зимнем дворце и Петропавловке. Бывших премьеров, министров внутренних дел, знаменитую фрейлину Анну Вырубову – ближайшую подругу императрицы…

Велись дела по 59 персонам.

Все допросы протоколировались и стенографировались, составлялись отчеты. Уже в двадцатых годах результаты работы Чрезвычайки были изданы в семи томах.

А знаете, кто отвечал за всю стенографию и подготовку отчетов? Как раз Александр Блок!

На эту должность он пошел с большим энтузиазмом, поскольку надеялся, что в итоге раскроются все секретные механизмы, приведшие самодержавие к падению, все тайны царской семьи и дореволюционного правительства.

“Я вижу и слышу теперь то, чего почти никто не видит и не слышит, что немногим приходится наблюдать раз в сто лет… У меня очень напряжены мозг и нервы, дело мое страшно интересно, но оно действительно трудное и берет много времени и все силы…” – писал Блок в мае 1917 года Любови Менделеевой.

Поэта влекло желание прикоснуться к той части истории, которая обычно остается скрытой от общественных глаз. Узнать, как все происходит на самом деле. И открыть это все для мира.

Правда, по поводу открытости ему сразу стали ставить препоны. Как он ни настаивал на немедленной публикации всех отчетов, дела тут же секретились. Издавать его записи, озаглавленные “Последние дни императорской власти”, начали только в 1921 году. В печать первый том ушел в июле, когда до смерти Блока оставалось уже меньше месяца.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *