А давайте мы о делах школьных поговорим. Вот принес ребенок с урока литературы четверку – это что значит? Хвалить его за это или ругать? По умолчанию ответ нам ясен – конечно, хвалить. Ведь он умничка, почти знает, чуть-чуть до высшей отметки не дотянул. Клинические случаи, когда детям запрещено возвращаться из школы, если в дневнике что-то, кроме пятерки, мы, понятное дело, не берем.

Но не все так просто. Настоящий ответ зависит от того, где на постсоветском пространстве этот ребенок живет. Если где-нибудь в Витебске, то особой радости четверка не вызовет – так себе результат, ниже среднего. А для харьковского школьника четверка это и вовсе беда-беда, которую срочно нужно исправлять!

Если честно, то не так много стран бывшего СССР сохранили пятибалльную систему оценок. Помимо России, ее придерживаются в Эстонии, Киргизии, Туркменистане, в Таджикистане и в Узбекистане. Причем Узбекистан вернулся к ней всего несколько лет назад – в 2018 году. В Казахстане пятибалльная система удержалась лишь частично.

Давайте, чтобы вы не запутались, мы вам разложим все по полочкам.

Россия

Тут все ясно и понятно. В дневниках у наших школьниках красуются отметки от единицы до пятерки. Единицы явление очень редкое, но в качестве крайней меры учителя их все-таки могут использовать.

Белоруссия

Наша западная соседка в 2003 году взяла и перешла на 10-баллную систему оценивания. И сохраняет ее по сей день.

Украина

Тут еще радикальнее. В украинских школах высшая отметка равна аж 12 баллам. Ее получают редко, но тем ценнее она для учеников.

Молдавия

Здесь царит десятибалльная система. На просторах бывшего СССР она, кстати, встречается довольно часто.

Латвия

Еще одна страна, где высшей отметкой является 10 баллов.

Литва

Угадайте с одного раза, сколько баллов максимум может получить школьник в этой стране? Да, все верно, тоже десятку.

Эстония

А вот у эстонцев в школах пятибалльная система. Но не та, что была в Советском Союзе, а немецкая. Она отличается тем, что перевернута. То есть высшим баллом является единица.

Казахстан

Тут все сложно. На школьных уроках казахстанские учителя пользуются градацией от одного до десяти баллов для оценки ответов на задания. А вот в четвертных оценках они переходят на пятибалльную систему. В коледжах тоже царит пятибалльник. А вот в вузах внедрена буквенная шкала, как в Америке. Оценки там ставят от A до F. Либо переводят их в стобалльную систему (у американцев тоже так делают).

Киргизия

Обычная пятибалльная система. Все как у нас.

Туркменистан

То же самое. Круглые отличники хвастаются своими пятерками.

Узбекистан

Эта страна провела эксперимент, перейдя в 2008 году на 100-балльную систему оценивания. Но внезапно в 2018 году объявила о возврате к пяти баллам. Не прижилась новая шкала.

Таджикистан

Здесь в 2015 году тоже пытались проделать финт с переходом на стобалльник. Даже провели эксперимент, после которого публицисты разразились статьями о том, что все замечательно и успешно. Но учителя и родители заявили, что новая система им не нравится, поскольку снижает мотивацию учащихся. В итоге, реформу отменили или отложили.

Грузия

Вот вам еще одни сторонники десятибалльной шкалы. И это еще не конец.

Армения

Армянские школьники тоже получают отметки от единицы до десятки.

Азербайджан

Тут пользуются стобалльной системой оценивания. Но есть система соответствий для четырехбалльной шкалы: от 0 до 30 баллов – оценка “2”; от 30 до 60 – “3”; от 60 до 80 баллов – оценка “4”; от 80 до 100 баллов – оценка “5”.

Итого, в шести странах в распоряжении учителей шкала в 10 баллов. Еще в шести – привычная нам пятибалльная система, хотя в одном случае она инвертирована. В одной стране высшая оценка равна 12 баллов. И еще в одной царит стобалльник. Особняком стоит Казахстан, где присутствует и пятибалльная, и десятибалльная и даже стобалльная шкала, совмещенная с буквенной.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *