Создавая карту Средиземья и продумывая геополитику его государств, Толкин опирался на реальное европейское средневековье. Нельзя сказать, что он просто все списывал, меняя только названия стран. Нет, конечно. У него получился свой оригинальный мир. Но конструировал он его из весьма узнаваемых деталей.
Литературоведы давно уже спорят о том, с какими средневековыми государствами можно соотнести Рохан, Гондор, Мордор и другие ключевые территории Средиземья. Проще всего с Широм. Сам профессор пояснил, что это, разумеется, Англия.
Аналог Гондора вычисляется, если назвать главные особенности этой страны.
Итак, перед нами осколок древней империи. Этот осколок преграждает путь на Запад неким захватчикам, которые с точки зрения Запада являются безусловным злом. Раньше территория Гондора была больше, но часть своих городов он потерял. Эти потерянные города стали теперь мордорскими крепостями.
Знаете, на что все это крайне похоже? На Византию! Наследница Рима, знававшая лучшие времена, с трудом держит оборону против турок. Ведет себя при этом гордо, но дни ее сочтены. Даже Малая Азия уже потеряна со всеми ее древними городами. Теперь эти города – турецкие.
Только Минас-Тирит еще держится, замыкая туркам путь на Балканы. То есть, простите, оркам путь в Гондор. Это, разумеется, Константинополь. Кстати, посмотрите, на очертания Мордора. Это же вылитая Турция! Только в Средиземье этот четкий прямоугольник ограничен горами, а в нашей реальности – морями.
В довершение всего можно опять же обратиться к одному из писем самого Толкина, где он так характеризует Гондор: “Нечто вроде надменной, освященной веками, но все более беспомощной Византии”.
Подчеркнем, что речь здесь идет именно о геополитическом сходстве. Всякие этнографические моменты, конечно, взяты из других регионов. Впрочем, в толкиновском Средиземье почти везде так.