Если заглянуть в табель успеваемости юного Пушкина и его товарищей по лицейской скамье, то можно заметить несколько непривычную для современного ока картину. Во-первых, там есть нули. Во-вторых, многие из этих нулей исправлены сразу на четверку. В-третьих, в графе лучших учеников подозрительно много колов.

Как же педагоги оценивали учеников? Что-то явно не так с их шкалой отметок!

Кузница кадров

Пушкинский набор был первым в Императорском Царскосельском лицее. В 1811 году по повелению Александра I туда взяли 30 дворянских детей, чтобы подготовить из них будущих чиновников высшего ранга. В общем, по замыслу это была такая школа кадрового резерва для глав департаментов и министерств. Получилось в итоге не совсем так, как планировалось, но это отдельная история.

Программу преподавания разработал сам Михаил Сперанский, госсекретарь Российской империи. А в качестве учителей пригласили лучших отечественных педагогов того времени.

Помимо физики, математики и словесности, лицеистов учили изящным искусствам (то есть рисовать), военным наукам, хоровому пению, танцам, закону Божию, верховой езде, фехтованию и еще ряду занимательных предметов.

В числе отличников Пушкин не значился. Более того, его фамилия в общем табеле успеваемости фигурировала ближе к самому концу списка. основной его отметкой была… тройка. А лучше всех учился князь Горчаков, будущий канцлер Российской империи. У него почти по всем предметам были… колы.

И вот тут мы сталкиваемся с одной особенностью лицейской шкалы оценивания – она была перевернутой!

Исправление нулей

За превосходные знания ученики получали единицы. За более скромные, но вполне уверенные – двойки. Так что статус двоечника в те времена был довольно почетным. Что касается троечников, то тут ничего не изменилось. Шкала была пятибалльная, поэтому они точно так же, как и сейчас, находились посерединке. Четверки ставили за совсем слабые знания.

А вот пятерок не было. Пятым и самым низким баллом считался ноль. И означал он, что совершенно логично, полное отсутствие каких-либо знаний. Ноль ставился, когда ученик вообще ничего не мог ответить на вопрос.

Но педагоги давали шанс переправить этот ноль на более высокую отметку – четверку. Поэтому в табеле часто встречаются перечеркнутые нули, рядом с которыми вписаны четверки. Хотя у Пушкина почему-то порой бывает обратная ситуация – четверки переправлены на нули.

Исправляли нули на четверки. Странная шкала оценок в Царскосельском лицее

Каких оценок больше всего было у самого известного лицеиста первого набора? Увы, Пушкин по большинству предмету хватал трояки. В лицейском табеле, который сейчас бережно хранится в Царском Селе, фамилия Пушкина находится на 26-м месте. А худшим учеником в этом табеле является… барон Дельвиг.

Напоследок напомним вам, что какие бы отметки ни получал будущий великий поэт в свои юные годы, в более зрелом возрасте он по праву мог считаться одним из образованнейших людей России. Ведь учеба не заканчивается с выпуском из школы, лицея, университета. Пушкин много читал, в том числе иностранных авторов, занимался переводами, серьезно изучал историю. Хороший пример для любого из нас, правда?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *