Фильм «Аватар», когда вышел на экраны, собрал не только самую большую кассу, но и едва ли не рекордное количество обвинений в плагиате. И нельзя сказать, чтобы все они были несправедливыми.

Приводим здесь три сюжета, которые совершенно точно лежат в основе фильма, как бы это ни отрицали его создатели. Один из них не совсем книжный, а скорее взят из реальной жизни, но олитературен был неоднократно. Зато два других имеют конкретных авторов.

Легенда о Покахонтас

Если отбросить всю декорацию, то голый каркас сюжета «Аватара» сводится к следующему: цивилизованные колонизаторы открывают землю, где живут в единении с природой туземные племена. К несчастью для местных жителей, земля эта велика, обильна и обладает важными для колонизаторов ресурсами. Поэтому начинается захват территории.

А далее в плен к туземцам попадает один из колонизаторов. Но его там не убивают, а выхаживают, после чего он проникается их правдой, влюбляется в дочь вождя и женится на ней.

Как вы думаете, мы все это про «Аватар» рассказываем? Вовсе нет, это пересказ легенды про Покахонтас. Даже если саму легенду вы не слышали, то диснеевский мультик на эту тему точно смотрели в детстве.

«Зовите меня Джо»

Это небольшая повесть известного американского фантаста Пола Андерсена. В ней дело происходит в Солнечной системе, а точнее на Юпитере. Планета совершенно неприспособлена для жизни человека, но ученые нашли способ исследовать ее. Для этого они создали искусственное тело — мощное, огромное, приспособленное ко все условиям юпитерианской атмосферы и силы тяжести. В это тело помещалось сознание оператора, который управлял им, находясь при этом на орбите планеты.

Маленький нюанс — оператором в рассказе был ученый-инвалид, парализованный в результате несчастного случая еще в молодости. Что-то знакомое, правда?

Заканчивается все тем, что в один прекрасный момент ученый просто отказывается покидать здоровое, крепкое, могучее тело юпитерианца, который живет полной жизнью, ведет борьбу со стихиями и выходит из нее победителем. А зачем ему возвращаться обратно в свое инвалидное кресло? Собственно говоря, если взять этот сюжет и совместить его с предыдущим, мы получаем практически готовый фильм «Аватар».

Но это еще не все!

«Всадники Перна»

Это не один роман, а целая сага, написанная Энн Маккефри. Она повествует о далекой планете, драконах и людях, научившихся ими управлять. Но нас интересуют только первые две книги. Именно в них подробно описывается то, что потом стало одним из важнейших эпизодов «Аватара». Это приручение драконов, а вернее — создание психологической связи между ними и всадниками.

В книгах Маккефри процесс знакомства драконов и их будущих всадников описывается так. В огромную пещеру, где лежат яйца, из которых вот-вот вылупятся дракончики, приводят мальчиков — связь лучше устанавливается в детском возрасте. Когда дракончики появляются на свет, они страшно голодны. Поэтому испытание суровое — новорожденные создания двигаются к мальчикам с довольно агрессивными намерениями.

Важно твердо стоять на ногах, смотреть в глаза своему избраннику и пытаться наладить с ним эмоциональный контакт. Тот, кто справился, получает себе в пару дракона, с которым остается связан до конца жизни. Трудно не узнать в этом обряд приручения крылатых созданий из «Аватара». Тому, кто читал Маккефри, эти сцены в фильме кажутся очень узнаваемыми.

Впрочем, все вышесказанное не значит, что с «Аватаром» что-то не так. Напротив, спасибо Кэмерону за то, что он слил воедино столь разные, непохожие друг на друга сюжеты, превратил их в единое полотно, да еще и перенес в формат 3D, позволив нам воочию увидеть то, о чем раньше мы только читали.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.