Знаменитый французский писатель был еще и увлеченным путешественником. Посетить Россию было его давнишней мечтой, ведь для многих европейцев это была во многом экзотическая страна.
Но мечта долго не сбывалась, а все потому, что Дюма умудрился оскорбить русского императора Николая I своей книгой о декабристах. Такой выпад император не простил писателю. И въезд для Дюма был закрыт до самой смерти царя. Что же в книге было такого оскорбительного?
«Записки учителя фехтования, или Восемнадцать месяцев в Санкт-Петербурге»
Этот роман был написан в 1840 году и был одним из первых романов Дюма. В его основе – исторические факты. Сам писатель опирался не на слухи и выдумки, а на произведения других писателей и историков, мемуары участников. Другое дело, что в интерпретации исторических фактов Дюма иногда уходил весьма далеко.
Повествование ведется от имени некоего француза, который был учителем фехтования в Петербурге. Среди его учеников – будущие декабристы. Один из декабристов любит молодую француженку, которая соглашается выйти за него замуж и отправиться в ссылку в Сибирь. Прототипами героев были декабрист граф Анненков и французская модистка Полина Гебль.
Спустя много лет, в 1858 году Дюма даже удалось встретиться со своими «литературными героями», в то время они уже вернулись из ссылки и жили в Нижнем Новгороде.
Описание восстания декабристов, а особенно их казни и ссылки, очень не понравилось императору Николаю 1, и он сразу же запретил роман в России. Ну и автор тут же стал «невъездным».
Впрочем, царя понять можно – декабристы покушались не только на основы государственного строя, но и его жизнь, и на жизнь его семьи. Да, у декабристов и такие планы были.
Дюма всегда восхищался борцами за свободу, бунтарями и революционерами. Такими он вывел и декабристов в своем романе. Насколько же они были революционерами? Да не очень-то декабристы пеклись о «счастье народном», если почитать из программы. Будь они во Франции, возможно, их планы никому там тоже бы не понравились, ибо европейцы обычно любят поддерживать стремление к свободе у других.
То, что декабристов повесили, вызвало волну возмущения у просвещенной Европы. Царя упрекали в жестокости, и в том, что он не помиловал главных заговорщиков. Может, и просто надо было сослать всех на каторгу…
А между прочим, государственная измена и покушение на жизнь царя или короля всегда каралась очень жестко и даже жестоко. В самой Европе уж точно.
Во Франции в 1757 году некто Дамьен покушался на короля Людовика 15. Причем только слегка оцарапал его перочинным ножиком, а затем еще и раскаялся в содеянном. Вот тут бы просвещенному монарху и проявить гуманизм… Но нет.
Король впал в истерику от страха и потребовал, чтобы преступника не только пытали. Но и казнили самым жутким средневековым образом. Для этого из архивов вытащили записи об этом способе, отряхнули пыль и применили на практике. Причем после Дамьена никого уже больше так не казнили. И ничего, средневековое изуверство в центре Европы никого из европейцев не шокировало. Но это, видимо, другое…
Так что к каждому случаю можно подходить с любой точки зрения. Вот точка зрения Дюма царю определенно не нравилась. Заодно он подозревал, что, посетив Россию, Дюма напишет что-нибудь нелицеприятное.
Вот тут царь ошибся. Когда после его смерти Дюма все-таки смог попасть в Россию, он оставил интересные и познавательные воспоминания о нашей стране. И никаких глупостей и гадостей, к чему бывают иногда склонны чужестранцы, не писал.
Елена Жаворонкова, специально для сайта «Литинтерес»